Слайд 1Библиотечный урок
Хлеб и война
Слайд 2
Цель урока;
Познакомить учащихся с историей
Великой Отечественной войны
Слайд 3Организация
Место проведения: Библиотека школы
Время проведения: 27 апреля 2015 г
Участники: учащиеся 5
кл
Ход урока
1 Организационная часть
2 Показ слайда
3 Рассказ библиотекаря о Ленинградской блокаде
4 Вопросы-ответы.
5 Заключение
Слайд 4Хлеб и война
Родина вами гордится
и юношей, в мир приходящих,
стойкости учит и
мужеству
на доблестной жизни вашей.
Слайд 5Хлеб и война
Родина вами гордится
и юношей, в мир приходящих,
стойкости учит и
мужеству
на доблестной жизни вашей.
Слайд 6Суп из ботвы брюквы с мукой
Ботва брюквы – 190г.
Мука – 3г.
Лук
– 5г. Соль – 5г.
Специи – 5г.
Жиры – 0,03г.
Слайд 7 Этот рецепт - из книги «Использование в пищу ботвы огородных растений
и заготовка её в прок» Издана была в 1942 году в Ленинграде. Когда книга была подписана в печать блокадный Ленинград доедал хлеб («мука – 3 г.»), посеянный еще до войны. Но в эту весну 1942 года пахари уже ничего не сеяли, - они ушли на фронт.
Слайд 81941
Мяли танки теплые хлеба,
И горела, как свеча, изба.
Шли деревни. Не забыть
во век
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Но тогда на каждого врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет,
Дерево и то стреляло в след,
Ночью партизанили кусты
И взлетали, как щепа, мосты.
Шли с погоста деды и отцы,
Пули подавали мертвецы,
И, косматые, как облака,
Слайд 9Врукопашную пошли века.
Шли солдаты бить и перебить,
Как ходили прежде молотить,
Смерть предстала
им не в высоте,
А в крестьянской древней простате,
Та, что пригорюнилась, как мать,
Та, которой нам не миновать.
Затвердело сердце у земли,
А солдаты шли, и шли, и шли,
Шла, Урала темная руда,
Шли, гремя железные стада,
Шел, Смоленщины дремучий бор,
Шел, худой зазубренный топор,
Шли, пустые тусклые поля,
Шла, большая русская земля. И. Эренбург
Слайд 11 Осенью 1941 года немецкое командование поняло, что их блицкриг – план
молниеносной войны – провалился.
Похоронив стратегию блицкрига, они увидели спасение в стратегии голода. Последовали многократные истерические выкрики Гитлера, что блокированный Ленинград «выжрет сам себя и, как спелый плод, сам упадет к ним в руки».
Слайд 13Стратегия голода
Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся
в живых, деморализовать, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все…
Слайд 15Елена Рывина
…И летели листовки с неба
На пороги замерших квартир:
«Будет хлеб. Вы
хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Слайд 16Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может в
мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили;
-наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдеш.
Слайд 18 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длинною 900
дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.
Слайд 21 В связи с иссекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба.
Рабочие получали 250г., неработающие и дети по 125г. Хлеба в сутки
Слайд 22 Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
Слайд 23В Музее обороны
Санкт- Петербурга
лежит под стеклом
крохотный кусочек
хлеба – блокадная норма, 125
граммов в сутки.
80% жмыха, травы,
древесной стружки,
немного отрубей и
лишь 20% муки – вот каким был
ленинградский блокадный хлеб.
Слайд 24 Острый голод давал о себе знать все сильнее ,
умирали и молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Смерть настигала людей везде. На улице, в квартире, нередко жизнь обрывалась у станка.
Слайд 25Наталья Крандиевская-Толстая
На салазках кокон пряменький,
Спеленав везут
Мать, заплаканная, в валенках,
А метель метет
Старушонка
лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей вот тоже дочери
Схоронен вчерась
Бог прибрал, и слава господу,
Легче им и нам.
Я сама-то-скоро с ног сладу
С этих со сто грамм».
Слайд 26Труден путь, далек до кладбища,
Как с могилой быть?
Довезти сама смогла б
еще,
Сможет ли зарыть?
А не сможет – сложит в братскую,
Сложат как дрова,
Трудовую, ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки,-
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький
Легче умереть.
Слайд 28 Тела умерших собирали по всему городу хоронили без гробов тела
заворачивали в простыни или одеяла. Трупы свозили на окраину города, на огромный пустырь со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне Пискаревское кладбище. Где похоронено 470 тыс. ленинградцев.
Слайд 31 Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс.
чел.
Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе.
Слайд 32 От малого до старого все испытывали голод, но они трудились и
жили с надеждой на торжество победы
Слайд 34Девочка у рояля
Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи неподвижно стали.
Но спокойно под набат
гудков,
Девочка играет на рояле.
У неё косички за спиной.
На диване в ряд уселись куклы.
Бомба, слышишь? В корпус угловой…
Дрогнул пол… Коптилка вдруг потухла
Слайд 35Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок,
Заскрипели под ногой. Где спички?
Девочка учила свой
урок,
В темноте играя по привычке.
Так еще не пел нам Мендельсон,
Как сейчас в тревогу. И весь дом был
Музыкой нежданной потрясен
В грозный час разрыва близкой бомбы.
Слайд 36И наутро, в очередь идя,
Постояла я под тем окошком.
Ты играешь, ты
жива, дитя.
Потерпи еще, еще немножко.
Зимовать остался Мендельсон.
Как надежда, музыка бессмертна.
Стали стрелки. Город окружен.
До своих – большие километры.
Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
…Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.
Слайд 37Дети в осажденном городе…
Смотреть на голодающих детей
(а их в городе
оказалось около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность – нет ничего ужаснее для матерей.
Слайд 38 Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали
дрова, когда дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги.
Из ближайших водоемов таскали ведрами воду
Слайд 39Наталья Крандиевская-Толстая
Иду в темноте, вдоль воронок,
Прожекторы щупают небо.
Прохожие. Плачет ребенок
И просит
у матери хлеба.
А мать надорвалась от ноши
И вязнет в сугробах и ямах.
-Не плач, потерпи мой хороший,-
И что-то бормочет о граммах.
Их лиц я во мраке не вижу,
Подслушала горе вслепую,
Но к сердцу придвинулась ближе
Осада, в которой живу я
Слайд 40 В ход шло все, что поддерживала силы людей.
Из дрожжей приготавливали супы.
Из
мездры шкурок молодых телят варили студень с очень неприятным запахом, но кто на это обращал внимание.
На мельницах собирали пыль со стен, которая образовалась за многие годы, обрабатывали и использовали как примесь к муке.
Слайд 41 Хлебных примесей и суррогатов было найдено, переработано и съедено
18 тыс. тонн, не считая солодовой и овсяной муки.
В общей сложности, примеси и суррогаты дали возможность кормить население и войска хлебом в течении 25 дней, а каждый день в условиях блокады города имел неоценимое значение.
Слайд 42Черный хлеб
Я помню хлеб. Он черен был и липок –
Ржаной
муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был не плох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отдирали языком
Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с лодони жадными губами
Я крошки подбирал после иды.
Слайд 44Дорога жизни
Но вот в декабре 1941 – январе 1942 г., начинает
действовать ледовая «Дорога жизни» по льду Ладожского озера и в Ленинград поступает полноценная ржаная и пшеничная мука.
Слайд 46 Наступила весна 1942 года. Весна – время, когда издавна крестьянин с
заботой о будущем урожае выходил пахать землю и сеять хлеб. Но кому…
В деревнях и селах мужчин не было. Все ушли на фронт.
Слайд 47Урожаем угрожаем
Чтобы наша жизнь была крепка,
Зерном подвалы пятило,
Покоя не давай рукам,
Работай
в трое, впятеро.
Друзья идут на фронт. Они
Стоят за наше дело.
Подруга, друга замени,
Иди к машине смело!
Чтоб у бойцов у наших был
Обед сытнее сытного,
Скорей сдавай в поставку, тыл,
Зерно для хлеба ситного.
Слайд 48К нам лезут, все сметая в дым,
Непрошенные гости.
Но мы им сразу
говорим:
«Не вырвете ни горсти!»
Для тех, кто к нам затеял лезть
Бандитскими отрядами,
У нас другая пища есть:
Накормим их снарядами.
Василий Кубанев
Слайд 49ОНИ ХОТЕЛИ НАШЕЙ ЗЕМЛИ?
ОНИ ПОЛУЧИЛИ ЕЕ!
Слайд 50
Блокадный Ленинград. Жители города собирают урожай капусты у стен Исаакиевского собора
Слайд 51На фоне мелодии «Русское поле»
Мужчин на поле заменили девушки 16 –
17 летние.
Поедут пахать вдоволь на плачутся. Масло им в глаза, и в рот, и по лицу. Руки по локоть в мозольных и ожоговых пузырях. Умывались керосином, руки оттирали землей…
И засыпали в борозде, когда пахали ночью. Темно ничего не видно. Одна трактористка с фонарем идет, другая на его свет едет. И страшно обеим, потому что волки вокруг стаями собирались. Да и трудно понять, то ли трактористка в тракторе заснет от усталости, то ли напарница с фонарем, потеряв силы, упадет под трактор
Слайд 52 Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Как все
минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками.
Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не снами.
Слайд 53 Но мы должны о них помнить
30 миллионов наших людей унесла война
Слайд 56 Ни камню скорби, ни камню славы
не заменить погибшего солдата.
Да будет вечной
о героях память
Слайд 58 Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже
не придет никогда, —
помните!..
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!