Слайд 1Расстройство аутистического спектра
( РАС )
Слайд 2Аутизм
Недостаточность эмоционального контакта и общения начиная с раннего возраста.
Лео Каннер
Слайд 3— заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического
развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.
Аутизм
Слайд 4Возможные стимулы для возникновения аутизма
генные модификации;
органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное
развитие отделов мозга);
гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
чрезмерное употребление антибиотиков;
химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Слайд 5Признаки и симптомы аутизма у детей
Нарушение речи . Часть детей-аутистов не
разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.
Отсутствие эмоционального контакта с людьми , в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
Проблемы в социализации . Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
Слайд 6Приступы агрессии . Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку
гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.
Слабый интерес к игрушкам . Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
Стереотипность поведения, боязнь перемен . Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.
Слайд 7Физические и физиологические признаки аутизма у детей
Слишком острое или, наоборот, притупленное
сенсорное восприятие.
Судороги.
Ослабленный иммунитет.
Синдром раздраженного кишечника.
Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
Нарушение функций поджелудочной железы.
Слайд 8Диагностика аутизма у детей
трудности в социальном взаимодействии
коммуникативные нарушения
повторяющееся, стереотипное
поведение
* для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка всех трех симптомов
Слайд 9Причины возникновения заболевания
поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
наличие в семье
родственников с РАС;
рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
детский церебральный паралич.
Слайд 10Признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте
социальное взаимодействие скудное, искаженное или
отсутствует;
коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
стереотипии в поведении, речи;
раннее проявление симптомов.
Слайд 12В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие
признаки нарушения:
отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
отсутствие или редкий контакт глаз;
нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
Слайд 13задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться
нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.
Слайд 14В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки
нарушения:
выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.
Слайд 15Терапия расстройств аутического спектра у детей
занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых
навыков;
ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.
Слайд 17Звуковые игры для детей-аутистов
Слайд 18«Что шумит?»
Выберите несколько предметов, издающих негромкие звуки (слишком сильный звук
способен причинить малышу боль). Это может быть шуршащая оберточная бумага, тихий колокольчик, негромкий маракас. Дайте ребенку изучить предметы, послушать, как они звучат, запомнить их названия. Затем отвернитесь и немного «пошумите» одним из них. Задача ребенка – угадать, что именно звучало. Такая игра для аутичных детей задает начало сосредоточения на звуках.
Слайд 20«Высокий – низкий».
Для этого упражнения-игры с ребенком-аутистом потребуется игрушечное или
настоящее пианино. Нажимая верхние клавиши, расскажите ребенку, что так капает дождик. Помогите ребенку поднять руки вверх, комментируя: «Это высокий звук». Затем, нажимая нижние клавиши, расскажите малышу, что так топает мишка, комментируя: «Это низкий звук». Когда ребенок усвоит разницу, играйте звуки и побуждайте малыша выполнять нужные движения. В дальнейшем можно попросить его самостоятельно найти низкие и высокие звуки на инструменте
Слайд 22«Лечебная классика».
Эта игра с детьми-аутистами, несомненно, станет одной из любимых.
Особенно для тех малышей, кто помимо звукового вектора имеет еще и зрительный. Приготовьте несколько классических аудиозаписей по мотивам детских сказок. Это может быть «Танец феи драже» Чайковского (из балета «Щелкунчик»), отрывок из «Спящей красавицы» и т. д. Также подготовьте соответствующие картинки.
Слайд 23Сенсорные игры с аутичным ребенком
Слайд 24Подвижные игры для кожного ребенка-аутиста, особенно с тактильными элементами. Можно изготовить
из ваты или мягкой ткани «снежки» и поиграть в них. С помощью большого отреза ткани голубого цвета устроить «море», научить ребенка делать «волны», держась за края. Если взрослых двое – они могут раскачивать малыша на ткани, как в гамаке.
Слайд 25Кожному ребенку с детским аутизмом подойдут и развивающие пальчиковые игры, пальчиковые
краски, лепка из пластилина или соленого теста. Только будьте готовы чередовать сидячие занятия с подвижной игрой.
Слайд 26Существенно восполнить тактильную нехватку такого ребенка при аутизме помогут игры с
водой. Например, устройте «пенную вечеринку» в ванной. Из пены можно строить дворцы или сделать на голове смешную шляпу – все во власти вашей фантазии. При отдыхе за городом используйте песок и другие неструктурированные материалы, чтобы организовать тактильные игры для ребенка-аутиста.
Слайд 27Яркие дидактические пособия. Глаз такого ребенка необходимо как можно раньше обучать
восприятию формы и цвета. Это может быть «геометрик» или сортеры, игра «сложи квадрат» и другой яркий дидактический материал.
Слайд 28Рисование, раскраски и аппликация жизненно необходимы такому малышу.
Слайд 29Природную эмоциональность такого ребенка можно реализовать через игру в кукольный театр
(приобрести куклы, одевающиеся на руку или палец). Варианты с переодеванием в разные костюмы, «перевоплощение» в разные образы также прекрасно подойдет.
Природную эмоциональность такого ребенка можно реализовать через игру в кукольный театр (приобрести куклы, одевающиеся на руку или палец). Варианты с переодеванием в разные костюмы, «перевоплощение» в разные образы также прекрасно подойдет.
Слайд 30Игры на развитие контакта и речевые игры для аутистов
Слайд 31«В ямку – бух».
Начать можно с простых, известных потешек. Главная
задача – добиться формирования ответной эмоциональной реакции ребенка. Позже можно сделать паузу и предоставить ребенку самому озвучить кульминационный момент: «Бух!». Такая «диалоговая» игра при аутизме во многом способствует формированию будущего навыка вербального общения ребенка.
Слайд 32«На машине ехали».
Научить ребенка с детским аутизмом подражать движениям можно
также через игру:
Взрослый: На машине ехали (крутит руль)
Ребенок: Би-би-би (крутит руль)
Взрослый: Паровозом ехали (движения руками вперед-назад)
Ребенок: Чух-чух-чух (аналогичные движения).
Здесь от ребенка требуется не только поддержать диалог, но и повторять движения. При необходимости используйте помощь второго взрослого. Умение подражать – залог формирования будущих навыков социально-бытовой ориентации и способности к обучению в целом.
Слайд 33«Мой веселый, звонкий мяч».
Не менее важно для ребенка с детским
аутизмом усвоить навык передачи хода в игре. Передавая мяч по кругу, дети говорят каждый по одному слову стишка. Когда стих закончился, можно обратить внимание группы: «У кого мяч? Кто это? Назови по имени?» (остальные дети называют). Или: «Кто ты? Как тебя зовут?» (отвечает тот, у кого мяч).
Слайд 34Создание специальных условий обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Слайд 35Организация пространства
Принципы:
Зонирование учебного пространства
Умеренность
Постоянство в расположении предметов
Слайд 36Организация времени ученика:
Расписание
План урока (учебного дня)
Календарь
Слайд 37Организация местоположения доступных предметов
Постоянство расположения
Умеренность
Маркировка
Удобство
Слайд 38Методические особенности обучения письму детей с РАС в первом классе массовой
школы
Слайд 39Принцип специального структурирования деятельности (пиктограммы):
такое планирование упростит организацию поведения и ориентацию
в пространстве школы учеников с РАС.
Слайд 40Принцип осмысленности (письмо – неотъемлемая часть повседневной жизни):
учитель должен обратить особое
внимание на достижение осмысленности ребенком с РАС всего, что происходит в классе, и добиваться осмысленного выполнения заданий.
Принцип вариативности заданий:
каждый рабочий лист с тренировочными заданиями должен быть пригодным для использования в обучении детей с разным уровнем моторного развития, с разным темпом деятельности, с разным уровнем фонематического восприятия.
Слайд 41Принцип лаконичности и простоты инструкций учителя:
учителю необходимо использовать одинаковые инструкции на
всех уроках и во внеурочной деятельности, договариваться об этом со всеми участниками образовательного процесса;
Принцип специального «усиленного» поощрения ребенка:
при обучении детей с РАС нужно разрабатывать для них специальную систему поощрений, которая не сводится к традиционной оценке по пятибалльной системе. Это необходимо для усиления учебной мотивации детей, поддержания их внимания и активности на уроке.