Слайд 1Работа
учителя-логопеда с введением
ФГОС ДО.
школа 1748 Вертикаль
учитель-логопед Вяткина Е. Н.
Слайд 2Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего
образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства .
Слайд 3Одной из целей ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей для каждого
ребенка в получении качественного дошкольного образования; (1.5.2)
Одной из задач ФГОС является обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);.(1.6.2)
Слайд 4Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический
опыт работы показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На сегодняшний день остро встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.
Для оказания коррекционной помощи детям 3 – 6 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения, в нашей дошкольной организации создан логопедический пункт.
На дошкольном отделении занимаются дети со следующими речевыми нарушениями: ФНР, ФФНР, ОНР I уровень речевого развития, ОНР II уровень речевого развития, ОНР III уровень речевого развития, ОНР IV уровень речевого развития, стертая форма дизартрии.
Слайд 5Основные направления логопедической работы:
1. Диагностическая работа включает в себя комплексное обследование
- уровня сформированности всех компонентов речевой системы (фонетика, фонематическое восприятие, слоговая структура ,лексика, грамматика, связная речь);
-состояние познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
-состояние общей моторики и мелкой (артикуляционной и пальцевой);
-личностных особенностей (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, поведение, активность, реакция, усидчивость, работоспособность, критичность.)
Слайд 6Коррекционно-логопедическая и педагоги-
ческая работа подгрупповых и индивидуальных занятий
по исправлению отклонений
в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
Слайд 7Профилактическая и просветительская
консультативная работа среди родителей . Оказание консультативной помощи
родителям, детей с проблемами в развитии речи, предоставление родителям (или лицам, их заменяющим) полной информации о речевых
и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. –
в течение учебного года участвовать в родительских пятиминутках, экспресс – выступлениях на родительских собраниях, рекомендация игр и упражнений для развития речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики ребенка, а также для развития психических процессов; - проведение индивидуальных и открытых логопедических занятий для родителей. - оказание помощи родителям в выполнении домашних рекомендаций - участие в проведении тематических встреч, лекций, вечеров, «Дня открытых дверей».
Слайд 8Профилактическая, просветительская, консультативная работа с воспитателями и педагогическим коллективом.
- в
течение учебного года проведение консультаций воспитателей по профилактике речевых нарушений.
- работа по преемственности дошкольников и школьников. - участие на семинарах, на педсоветах, проведение мастер-классов.
- участие в подготовке детей к конкурсам, проведению праздников, досугов, кукольных спектаклей, театрализованных представлений.
- взаимодействие работы учителя-логопеда с музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре.
Слайд 9Принципы, используемые
в логопедической работе
-Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с
целью предупреждения вторичных отклонений.
- Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме
- Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи
- Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка
- Принцип воздействия на микросоциальное окружение.
Слайд 10Формы и режим организации образовательной деятельности
Учитель-логопед работает 5 раз в неделю
(20 часов).
Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. График работы составлен в зависимости от занятости детей, как в первую так и во вторую половину дня. Учитель- логопед имеет право брать для коррекционной работы воспитанников с любых занятий, проводимых педагогами в группе (кроме музыкальных и физкультурных).
Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи с 15 детьми (не более 25 детей в течение учебного года).( на основании письма Мин.
Образования и науки от….
Слайд 11Организация деятельности учителя - логопеда, воспитателей и других специалистов в течение
года определяется поставленными задачами рабочей программы дошкольной организации. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. 1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Слайд 12Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. Согласно нормативам
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15.05.13г. №26. СанПин 2.4.1.3049-13», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, продолжительность занятий для детей - 4-5-го-года жизни - не более 15 мин, 5- 6-го года жизни - не более 25 минут, с детьми 6-7-го года жизни не более 30 минут, 3 раза в неделю.
Дети с речевым нарушением ОНР – берутся в работу на 2 года; Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком, изменении ее характера или продолжении коррекционной работы принимается на заседании психолого- педагогического консилиума (ПМПк).
Слайд 13Используемые программы
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». - Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева,
Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».