Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Слайд 2ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – ЭТО РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЯРКИМИ, ОЧЕВИДНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ В
ТОМ ИЛИ ИНОМ ВИДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 3К ГРУППЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ОТНОСЯТСЯ ОБУЧАЮЩИЕ:
которые имеют более высокие по сравнению
с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления;
в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Слайд 4ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ:
В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная, организаторская);
В познавательской деятельности
– интеллектуальная одаренность (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр);
В художественно-эстетической деятельности (сценическая, хореография, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность);
В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность).
Слайд 5ЦЕЛЬ РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:
создание наиболее благоприятных условий для выявления и
развития творческих задатков учащихся;
понять, принять, поддержать и развить интересы ученика.
Слайд 6Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных
детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Слайд 7ЭТАПЫ СТРАТЕГИИ РАБОТЫ
С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Знакомство учителей с научными данными о
психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Слайд 8ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ:
Создание банка данных
Укрепление материально-технической базы
Систематизация
образовательных технологий
Мониторинг результативности занятий
Обновление содержания образования
Организация и проведение предметных олимпиад, конференций, конкурсов
Организация научно-исследовательской деятельности
Подбор заданий повышенного уровня сложности
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
Факультатив
Ученическая конференция
Предметная неделя (декада)
Научное общество
учащихся
Кружки, студии, объединения
Слайд 10РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ
Обучающие семинары
Педагогические чтения
Проблемные заседания предметных МО
Педсовет «Креативность: содержание, развитие,
диагностика»
Круглый стол
Индивидуальные программы
Курсовая подготовки и аттестация учителей
Материальное поощрение учителей
Слайд 11РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Психологическое сопровождение родителей одарённых детей
Совместная практическая деятельность
одарённого ребёнка и родителей
Поддержка и поощрение родителей
Слайд 12ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ
Создание ситуации успеха
Внедрение новых образовательных технологий
Подготовка к олимпиадам, конкурсам,
соревнованиям
Научно-исследовательская деятельность
Проведение интеллектуального марафона в школе
Создание сборников стихов, творческих работ, персональных выставок учащихся
Стенд «Ими гордится школа»
Праздник «Слава победителям и призёрам олимпиад»
Круглый стол «Презентация достижений школьников»
Поощрение учащихся
Слайд 131 – 4 КЛАССЫ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Формирование навыков эффективной организации труда.
Вовлечение
в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Кружки
Секции.
Слайд 145 – 7 КЛАССЫ. ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование
познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Факультативы.
Краеведческая конференция.
Кружки.
Секции.
Слайд 158-9 КЛАССЫ. РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и
расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся
Формы работы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы.
конференция.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.
Слайд 16ТРАДИЦИОННЫМИ ФОРМАМИ РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ БЫЛИ:
Кружки для учащихся 5-6 классов
«Занимательная
биология»
Слайд 17ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Газированные напитки: вред или польза?
Исследование натуральных соков.
Исследование молока.
Альтернативные способы
уборки.
Слайд 18ФАКУЛЬТАТИВЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«БИОЛОГИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ»
Исследовательские работы:
Изучение качества питьевой
воды;
Исследование молока
Изучение пищевых красителей.
Слайд 21
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Задание 1.
Нахождение общего, частного, промежуточного понятия.
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.
Например, «гриб – съедобный гриб – масленок» или «природа – неживая природа – камни».
1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.
2. Лесное растение, дуб, дерево.
3. Куриные, птицы, глухарь.
Задание 2. Расположение понятий от более частных к более общим.
Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду. Например, если даны понятия «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель – собака – домашнее животное – животное».
1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.
2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.
3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие.
Слайд 22
Задание 3. Нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых.
Назовите обобщающее (родовое)
понятие к данным видовым.
Например, «черешковый – сидячий» (лист)
1. Дерево – кустарник
2. Вены – артерии
3. Корзинка – колос
4. Белок – крахмал
5. Луг – старый пень
6. Кокки – бациллы
7. Ядро – вакуоль.
Упражнение «перевод с русского на русский». (Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора).
Пример: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах). 2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь). 3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).
Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия:
Птица-кашевар Сорока
Хитрый гриб Лисичка
Солнечный макияж Загар
Бабочка из шкафа Моль
Обувь с ресничками Инфузория туфелька
Слайд 23НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Классно-урочная (работа в парах, в малых
группах),
Участие в межпредметных конференциях и конкурсах
Исследовательская работа по индивидуальным планам
Участие в дистанционных олимпиадах разного уровня