Слайд 1Работа с одаренными детьми с учетом психофизиологии
Педагог – психолог
высшей категории
Титова
И.В.
Слайд 2 Средний балл по успеваемости в гимназии, у А.Эйнштейна, колебался
между «3» и «4» по 5 – бальной системе.
В одном из писем, относящимся к 1940 году, Эйнштейн следующим образом описал сложившуюся в то время ситуацию с обучением в гимназии «Когда я был в 7 классе гимназии, меня вызвал классный наставник и выразил желание, чтобы я оставил гимназию. На моё возражение, что я не чем не провинился. Он ответил лишь «Одного вашего присутствия достаточно, чтобы подорвать уважение класса ко мне». Это был преподаватель греческого языка, который сказал, из Эйнштейна ничего путного не выйдет. Однако предсказаниям преподавателя греческого языка не суждено было сбыться и Эйнштейн стал выдающимся физиком, который решил проблему, которая не давала покоя ведущим физикам всего мира.
Слайд 3 Для создания специальной теории относительности Эйнштейну необходимо было
охватить целостным нетрадиционным взглядом все сложные противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые расчленяют, искусственно дробят целостную картину мира. По той же причине, что и у Эйнштейна проблемы в обучении на начальном этапе были и у другого выдающегося физика И.Ньютона, который открыл закон всемирного тяготения и природу света. Что – же это за причина, которая мешала, им успешно учится? Они оба имели доминирующее правостороннее мышление.
Слайд 7 Знания о психофизиологических особенностях обучающихся. Таких как типы репрезентативных
систем (РС), ведущее полушарие, могут оказать неоценимую помощь учителю при реализации ФГОС. Учитель, владеющий этими знаниями и умеющий их применять, получает колосальные возможности по созданию благоприятных условий для формирования различных универсальных учебных действий. Понимание личности ребенка, умение признать и принять его индивидуальные особенности, способствуют развитию способностей и талантов ученика.
Слайд 8Особенности обучаемости обладателей различных типов мышления и ведущих РС
Левополушарный
визуал. Хорошая зрительная память на схемы, таблицы, формулы, символы. Хорошо аргументирует, большой словарный запас, обладает логикой. Опора на письменный тест придает уверенности. Умеет верно использовать самую незначительную подсказку. Обычно точно знает, что от него ожидают. Способен объективно оценивать себя. Не возмущается на оценку себя другими.
Слайд 9Особенности обучаемости обладателей различных типов мышления и ведущих РС
Левополушарный
аудиал. Опирается на слуховую память. Успешно справляется с диктантами и различными тестами, но испытывает трудности при решении творческих заданий. Обладает хорошей устной речью, грамотно использует определения. Практические задания выполняет менее успешно. Часто задает уточняющие вопросы. Если во время ответа его прервать, «теряет мысль», начинает сначала. Умеет расчитывать и использовать время.
Слайд 10Особенности обучаемости обладателей различных типов мышления и ведущих РС
Правополушарный
визуал. Опирается на самое существенное в материале. Часто упускает детали, особенно при высокой мотивации и положительном эмоциональном фоне. Часто обращается к образам, ассоциациям, хорошо их комбинирует. Испытывает трудности при устном ответе. Вызывает трудности временные ограничения, тестовая форма проверки знаний. При ответе прибегает к образам, старается «зрительно увидеть». По мимике учителя может читать подсказки и формировать образную связь.
Слайд 11Особенности обучаемости обладателей различных типов мышления и ведущих РС
Правополушарный
аудиал. Опирается на слуховую память и интуицию. Для работы с текстовым материалом нужно больше времени, чем другим типам. Самое трудное- письменное задание. В устном ответе ориентируется на вербальные и невербальные реакции учителя. Устные замечания негативно влияют на его эмоциональное состояние, не устойивую работоспособность. Если слабо знает материал, компенсирует рассуждениями, гипотезами. На контрольных часто путается в рассуждениях. При временных ограничениях принимает решения, которые «звучат в его голове».
Слайд 12Особенности обучаемости обладателей различных типов мышления и ведущих РС
Левополушарный
кинестетик. Опирается на механическую память, факты, примеры из жизни, имеющие отношения к теме, а также здравый смысл и жизненный опыт. Самый медленный темп выполнения заданий, при временных ограничениях часто не успевает выполнять работу. Слабое усвоение теоретического материала из-за недостаточно гибкого мышления. При устном ответе из-за излишней лаконичности, часто воспроизводит объем знаний значительно меньше, чем обладает. Если недостаточно знает материал- замолкает. Лучше отвечает, если есть возможность двигаться от конкретного к абстрактному, а не наоборот.
Слайд 13Особенности обучаемости обладателей различных типов мышления и ведущих РС
Правополушарный
кинестетик. Опирается на личный опыт, упрощенное понимание материала, ассоциации между знаниями и личными впечатлениями. Значительно больше. Чем другие типы испытывает проблемы в экстремальных учебных ситуациях, которые являются для него стрессогенными. Проблемы с вниманием, рефлексиией, самоконтролем, абстрактным мышлением. Необходимы нетрадиционные формы проверки знаний. Если плохо знает материал- эмоционально неуравновешен, суетлив, ищет помощи у одноклассников и учителя, использует шпаргалки. Временные ограничения серьезно уходшуют качество работы.
Слайд 14Определение наличия выраженной функциональной ассимметрии мозговых полушарий
Дискреты (Амбидекстры). Воспринимают
информацию через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такое восприятие обычно на свойственно вообще.
Слайд 15
Определение наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий.
Существует несколько
способов определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий. Для того чтобы определить достаточно точно к какому типу мышления принадлежит человек желательно использовать несколько способов. Рассмотрим три наиболее простых способа определения асимметрии полушарий головного мозга.
Слайд 16Определение наличия выраженной функциональной ассимметрии мозговых полушарий
Слайд 17Определение наличия выраженной функциональной ассимметрии мозговых полушарий
Слайд 18Определение наличия выраженной функциональной ассимметрии мозговых полушарий
Если вы увидели
в первую очередь пейзаж, то вы обладаете доминирующим левосторонним мышлением.
Если вы увидели вначале лошадей – то вы обладаете доминирующим правосторонним мышлением.
Слайд 19Определение наличия выраженной функциональной ассимметрии мозговых полушарий
Слайд 20Определение наличия выраженной функциональной ассимметрии мозговых полушарий
Вращается
в ту или иную сторону не только и не столько картинка, сколько перцептивный образ движущегося пространства, сформированный вашим мозгом. Короче, девушка на самом деле вращается в вашем восприятии.
При доминировании левого полушария, у "логиков" девушка вращается вправо. При доминировании правого полушария, у "эйдетиков художественного типа" девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево.
Слайд 21Задания
Правополушарным.Тело массой 71 г опустили в мензурку с водой, при
этом объём жидкости в ней увеличился с 43 мл до 53 мл. Определите плотность этого тела.
Левополушарным. Тело А сначала взвесили, а затем опустили в мензурку с водой так, как показано на рисунке. Определите плотность этого тела.
Слайд 22Задания
Визуал- версия.
В лесу я вижу елочку
Смотрю- она стоит
Гляжу и вижу
стройная
Зеленая блестит
Метель глядит на елочку
Украшенную всю
Мороз увидел елочку,
На вид она прекрасна
В широкой перспективе
Обрисовалась ель
Мелькнула тень лесничего-
Остался один пень
И вот она нарядная
Блистает на балу
А дети в ярких шапочках
Играют на снегу
Аудиал- версия.
В лесу мы слышим песенку
То елочка поет
Зимой и летом стройная
Со скрипом ель растет
Метель ей пела песенку-
Спи елочка бай- бай
Мороз играл на дудочке-
Ты слышь- не замерзай
Вокруг нее веселую
Мы песенку поем
Звенит она игрушками
Так шумно мы живем
Слайд 23Задания
Кинестетик- версия.
В лесу я чую елочку
Растет колючка- ель
Зимой и летом
чувствую,
Что есть у елки цель
Метель, погладив елочку
Укутала снежком
Мороз об елку стукнулся
Умчался кувырком
Тяжелою походкою
Прошел в лесу лесник
Взмахнул лесник топориком
И лес мгновенно сник
И вот она пушистая
На праздник к нам пришла
И много теплой радости
Детишкам принесла
Дискрет- версия.
В лесу родилась елочка
В центральной полосе
Функционально стройную
Ее ценили все
Порывы ветра снежного
Вводили елку в транс
Температуры низкие
Случаются у нас
Прохожий озадаченный
Случайно проходил
Мужчина нашу елочку
Ножовкою спилил
Теперь она на празднике
Работает в ДК
И стала популярною
Нам темой для стиха
Слайд 24Задания
Првополушарным
Представьте самые яркие картины
ваших каникул. Опишите их в сочинении.
Левополушарным
Вспомните как вы провели каникулы. Напишите сочинение по теме.
Дискретам (Амбидекстрам)
Как выглядит ваш отдых летом? Отобразите его в вашем сочинении.
Слайд 25 Если бы в ранней юности А.С.Пушкина с усердием учили
математике, то вероятно он стал бы математиком удовлетворительным или даже хорошим. И поэтом он мог бы стать неплохим. Но мир никогда бы не наслаждался гениальными произведениями СОЛНЦА РУССКОЙ ПОЭЗИИ.