Слайд 130 октября 2012
«Помощь классного руководителя в адаптации гиперактивных детей
к социальному окружению».
Психолог
Мазурчак Татьяна Евгеньевна
Слайд 2
Фильм «Приключения
Электроника».
«-Урий, Урий, где у него кнопка?
Как
им управлять?
-У него нет кнопки. С ним надо просто подружиться».
Слайд 4Критерии гиперактивности:
Дефицит активного внимания.
Трудно долго удерживать внимание (5-15 мин)
«Не слышит»
С энтузиазмом
берется за здание, но не заканчивает его,
Трудности в организации, часто теряет вещи,
Избегает «скучных» заданий, (что не может, то скучно)
Часто бывает забывчив, (инф. не переводиться в долговременную память)
Двигательная расторможенность:
Постоянно ерзает,
Постоянно в движении (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает…)
Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве,
Часто говорлив
Импульсивность:
Начинает отвечать, не дослушав вопроса,
Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает,
Низкая концентрация внимания,
Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами,
При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Слайд 5Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из
перечисленных выше признаков, томожно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, которого вы наблюдаете гиперактивен.
Направления работы:
С учителями:
Разъяснения причин
Обучение способам взаимодействия
Обучение способам отслеживания поло-жительной динамики
Поддержка учителей
Работа с ребенком
Уменьшение уровня тревожности,
Повышение самооценки,
Обучение способам разрядки отрицательных эмоций (гнева),
Развитие дефицитарных функций (вни-мания, двигательного контроля)
Обучение правилам бесконфликтного общения
С родителями
Рекомендация обратиться к специалисту
Разъяснение причин
Обучение способам взаимодействия
Поддержка родителей (часто умень-шение тревожности и чувства вины)
Слайд 6Причины гиперактивности:
Осложнение экологической ситуации большого города, загрязнение окр. среды.
Здоровье будущей мамы
(вредные привычки, применение антибиотиков и др. лекарств во время беременности).
Желанный или не желанный ребенок (женщинам, которые в период беременности брали направление на аборт, а потом передумали, приходится сталкиваться с трудностями воспитания г/ ребенка).
Рост психоэмоциональных перегрузок.
Ухудшение социально-экономического состояния населения (родителям некогда заниматься детьми, у них существуют более важные дела).
Усиление внутрисемейной напряженности. Если раньше семья в основном сталкивалась с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более важны проблемы внутренние: напряженные отношения и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. В тои время, как внешне проблемы нередко сплачивают и укрепляют семью, внутренние напряженные отношения ослабляют ее.
Распространение асоциальной тенденции в обществе. Сила, агрессия, грубость- более привлекательны.
Резус – конфликт крови матери и плода.
Асфиксия, родовая травма (как правило, смещение одного или более шейных позвонков), стимуляция родов, кесарево сечение, нарушение самого процесса рождения ребенка.
Тяжелые заболевания в грудном раннем возрасте.
Наследственность
Слайд 7Мудрые мысли
«Ребенок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он
меньше всего ее заслуживает».
Эрма Бомбек.
«Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой».
Антоний Регульский.
Слайд 8Динамика трудностей г/а детей:
Дошкольный возраст: гипервозбудимость.
Младший школьный возраст:
Двигательная расторможенность,
Моторная неловкость,
Повышенная
утомляемость,
Инфантилизм,
Импульсивность
Средний школьный возраст:
Трудности обучения
Отклонения поведения,
Агрессивность.
Старший школьник:
Довиантное поведение
Грубость, агрессия,
Социальная дезадаптация
Химические зависимости (алкоголь, никотин),
Увеличиваются трудности обучения,
Личностные расстройства,
Слайд 9Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка:
Слайд 10
Три направления работы
с родителями и учителями.
Поведенческие нарушения делают ребенка
не приспособленным к общепринятым стандартам социальных требований, служат источником непонимания, непринятия и недовольства со стороны окружающих. Это и есть три направления работы с родителями, учителями.
Непонимание- разъяснение причин, динамики, последствий гиперактивности.
Существует такой прием, как – составление родителями списка беспокоящих форм поведения ребенка, с последующим совместным анализом с психологом. Пример: родитель сформировал свои жалобы: «не любит выносить мусор», «не любит когда ему делают замечания», «не всегда слушает старших», «не сразу бросает игру и идет кушать когда его позовут», и т.п. Письменное составление списка позволяет родителям более критически их осмыслить, и отказаться от значительной части претензий, обусловленных родительским перфекционизмом или излишней тревожностью. Это эффективно разбирать на классе для родителей. Обязательно родителей ребенка с г/а я приглашаю в родительский класс.
Непринятия- научить принципам безусловного принятия своего ребенка родителей (ЭТО ОСНОВНОЕ – сначала установление контакта с ребенком , а затем коррекция поведения) , увеличить степень принятия ребенка педагогом(10 качеств, кот. нравятся вам в ребенке, отслеживать позитивные поступки, обращать меньше внимания на негативные и делать это «тета-тет»). Консультирование родителей и учителей на предмет разрядки отрицательных эмоций в отношении этого ребенка, с целью уменьшения недовольства.
Слайд 11Рекомендации по конструктивному взаимодействию с г/а детьим
Педагогам
Родителям
Слайд 12Открытое письмо гиперактивных детей к учителям:
Дорогие учителя!
Чтобы вам было легче с
нами жить, а мы вас любим:
Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы многое можем!
Не давайте нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
А вообще - запомните: похвала и порицание действуют на нас
сильнее, чем на других детей.
Слайд 13 Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, спокойным и
уравновешенным, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача и для родителей и для педагогов, но конечно им нужна в этом помощь психологов.
Слайд 14Фильм «Приключения
Электроника».
«-Урий, Урий, где у него кнопка?
Как
им управлять?
-У него нет кнопки. С ним надо просто подружиться».