Слайд 1
Использование символов Т.А. Ткаченко для формирования фонетической стороны речи у
дошкольников 4 - 5 лет с задержкой психического развития.
Учитель-логопед:
Е.В. Лутовина
Слайд 2« Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо
в различении этих звуков - вот главные основания обучения грамоте».
К.Д.Ушинский
Слайд 3 В настоящее время в дошкольном образовании внедряется Федеральный государственный образовательный
стандарт ДО, одним из приоритетных направлений которого является развитие речи у дошкольников. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих чувств, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Слайд 4Основная цель речевого развития –
формирование устной речи и навыков речевого
общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Слайд 5Цель помогают решать следующие задачи речевого развития (ФГОС ДО), такие как:
- овладение
речью как средством общения и культуры,
- обогащение активного словаря,
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
- развитие речевого творчества,
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте,
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Слайд 6В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников, имеющих статус «ребёнок
с ограниченными возможностями здоровья», часть из которых - это дети с задержкой психического развития.
Слайд 7Под «задержкой психического развития» (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития,
когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Слайд 8ДОШКОЛЬНИКИ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ИМЕЮТ ОГРАНИЧЕННЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. В ИХ РЕЧИ РЕДКО
ВСТРЕЧАЮТСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, НАРЕЧИЯ, СУЖЕН ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ. ЗАТРУДНЕНЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Необходимо отметить, что дети 4-5 лет с ЗПР имеют нарушения звукопроизношения: это и антропофонические дефекты (искажения звуков), и фонологические дефекты (отсутствие звука, замена звука, смешение произношения), и смешанные дефекты. Как правило, преобладают полиморфные нарушения произношения. Следовательно, очень важно начать формирование фонетической стороны речи как можно раньше. Это необходимо делать как в организованной деятельности, так и индивидуально.
Слайд 9Изучив опыт работы логопеда – практика Татьяны Александровны Ткаченко (см. список
литературы)
Методы символов
Слайд 10
Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте
(методика Ткаченко Т.А.)
Нужно отметить,
что дошкольникам 4-5 лет с ЗПР доступна не всякая символика, ими не воспринимаются сложные геометрические фигуры, элементы цифр и букв.
Необходима зрительная опора. Для гласных звуков – это положение губ при артикуляции:
звук А – большой красный круг,
звук У – маленький красный круг,
звук О – красный овал,
звук Ы –красный прямоугольник,
звук Э – красный полукруг.
Красный цвет используется соответственно в
традиционной логопедической методике.
Слайд 11Зрительные символы гласных звуков
а
у
и
о
ы
Слайд 12Согласные звуки воспринимаются детьми сложнее, поэтому для обозначения каждого из них
использовали зрительный образ синего цвета предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Помимо этого использовался жестовый символ, который подкреплялся слуховым и зрительным образами каждого звука. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) способствовало лучшему запоминанию представлений о звуках и дифференциации их.
Слайд 13Зрительные символы согласных звуков
т
к
г
х
б
с
м
п
Слайд 15Зрительные и жестовые символы согласных звуков представлены:
М – корова мычит МУ
– М (указательный палец и мизинец оттопырены, остальные согнуты «рожки»);
Н – девочка ноет НЫ –Н (глаза прикрыты ладонями);
В – ветер воет - В (махи руками из стороны в стороны над головой);
Ф – фонтан фыркает каплями - Ф (соединение обеих рук ладонями вместе, разведение в стороны пальцев);
Б - барабан барабанит БУМ - Б (указательными пальцами рук имитировать удары барабанных палочек);
Слайд 16П – паровоз пыхтит ПЫХ – П (круговые движения согнутыми локтями
рук);
Д - колокол звучит ДОН – Д (движения правой рукой из стороны в сторону как при ударах в колокол);
Т – молоток стучит ТУК – Т (удары кулаками рук друг о друга);
Г – гусь гогочет ГА – Г (изображение клюва пальцами руки);
К – каблук женской туфли цокает К-К (большой палец отвести в сторону, остальные – плотно прижать друг к другу, опустить вниз);
Х – ладони греем Х-Х (сложить ладошки крест – накрест, выдыхать на них со звуком Х).
Слайд 17В результате использования символов звуков в работе по формированию фонетической стороны
речи у детей 4-5 лет с ЗПР были получены следующие результаты:
- улучшилось восприятие звуков речи,
- ускорилась нормализация произношения нарушенных звуков;
- улучшилось состояние внимания и памяти.
Слайд 18Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции»
или «Сломанный телевизор»
Слайд 22
Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»
Слайд 26Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков»
пила батон
сумка диван зима
насос сила куртка газон
Слайд 30 Источники:
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.- М., 1996.
Т.А.Ткаченко.
Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 1996.
Т.А.Ткаченко. Звуки и знаки. Гласные. – М., ЮНВЕС, 2001.
Т.А.Ткаченко. Звуки и знаки. Легко произносимые согласные. – М., ЮНВЕС, 2001.
Т.А.Ткаченко. Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные. – М., ЮНВЕС, 2001.