Презентация, доклад на тему Работа с детьми с ЗПР по Ткаченко

Содержание

« Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания обучения грамоте».

Слайд 1 Использование символов Т.А. Ткаченко для формирования фонетической стороны речи у

дошкольников 4 - 5 лет с задержкой психического развития.


Учитель-логопед:
Е.В. Лутовина



Использование символов Т.А. Ткаченко для формирования фонетической стороны речи у дошкольников 4 -

Слайд 2« Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо

в различении этих звуков - вот главные основания обучения грамоте».

К.Д.Ушинский
« Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные

Слайд 3 В настоящее время в дошкольном образовании внедряется Федеральный государственный образовательный

стандарт ДО, одним из приоритетных направлений которого является развитие речи у дошкольников. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих чувств, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
В настоящее время в дошкольном образовании внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, одним из приоритетных направлений

Слайд 4Основная цель речевого развития –
формирование устной речи и навыков речевого

общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Основная цель речевого развития – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения

Слайд 5Цель помогают решать следующие задачи речевого развития (ФГОС ДО), такие как: - овладение

речью как средством общения и культуры,  - обогащение активного словаря, - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, - развитие речевого творчества, - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, - развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Цель помогают решать следующие задачи речевого развития (ФГОС ДО), такие как: - овладение речью как средством общения и

Слайд 6В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников, имеющих статус «ребёнок

с ограниченными возможностями здоровья», часть из которых - это дети с задержкой психического развития.
В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников, имеющих статус «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», часть из

Слайд 7Под «задержкой психического развития» (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития,

когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Под «задержкой психического развития» (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,

Слайд 8ДОШКОЛЬНИКИ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ИМЕЮТ ОГРАНИЧЕННЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. В ИХ РЕЧИ РЕДКО

ВСТРЕЧАЮТСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, НАРЕЧИЯ, СУЖЕН ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ. ЗАТРУДНЕНЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Необходимо отметить, что дети 4-5 лет с ЗПР имеют нарушения звукопроизношения: это и антропофонические дефекты (искажения звуков), и фонологические дефекты (отсутствие звука, замена звука, смешение произношения), и смешанные дефекты. Как правило, преобладают полиморфные нарушения произношения. Следовательно, очень важно начать формирование фонетической стороны речи как можно раньше. Это необходимо делать как в организованной деятельности, так и индивидуально.

ДОШКОЛЬНИКИ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ИМЕЮТ ОГРАНИЧЕННЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. В ИХ РЕЧИ РЕДКО ВСТРЕЧАЮТСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, НАРЕЧИЯ, СУЖЕН ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ.

Слайд 9Изучив опыт работы логопеда – практика Татьяны Александровны Ткаченко (см. список

литературы) Методы символов
Изучив опыт работы логопеда – практика Татьяны Александровны Ткаченко (см. список литературы) Методы символов

Слайд 10
Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте
(методика Ткаченко Т.А.)
Нужно отметить,

что дошкольникам 4-5 лет с ЗПР доступна не всякая символика, ими не воспринимаются сложные геометрические фигуры, элементы цифр и букв.
Необходима зрительная опора. Для гласных звуков – это положение губ при артикуляции:
звук А – большой красный круг,
звук У – маленький красный круг,
звук О – красный овал,
звук Ы –красный прямоугольник,
звук Э – красный полукруг.
Красный цвет используется соответственно в
традиционной логопедической методике.
Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте(методика Ткаченко Т.А.)Нужно отметить, что дошкольникам 4-5 лет с ЗПР

Слайд 11Зрительные символы гласных звуков
а
у
и
о
ы

Зрительные символы гласных звукова у и о ы

Слайд 12Согласные звуки воспринимаются детьми сложнее, поэтому для обозначения каждого из них

использовали зрительный образ синего цвета предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Помимо этого использовался жестовый символ, который подкреплялся слуховым и зрительным образами каждого звука. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) способствовало лучшему запоминанию представлений о звуках и дифференциации их.
Согласные звуки воспринимаются детьми сложнее, поэтому для обозначения каждого из них использовали зрительный образ синего цвета предмета

Слайд 13Зрительные символы согласных звуков
т
к
г
х
б
с
м
п


в

ф

н

д

Зрительные символы согласных звуковт к г х б с м п в ф н д

Слайд 14б
н
м
в
п
ф

б н м в п ф

Слайд 15Зрительные и жестовые символы согласных звуков представлены: М – корова мычит МУ

– М (указательный палец и мизинец оттопырены, остальные согнуты «рожки»); Н – девочка ноет НЫ –Н (глаза прикрыты ладонями); В – ветер воет - В (махи руками из стороны в стороны над головой); Ф – фонтан фыркает каплями - Ф (соединение обеих рук ладонями вместе, разведение в стороны пальцев); Б - барабан барабанит БУМ - Б (указательными пальцами рук имитировать удары барабанных палочек);
Зрительные и жестовые символы согласных звуков представлены: М – корова мычит МУ – М (указательный палец и

Слайд 16П – паровоз пыхтит ПЫХ – П (круговые движения согнутыми локтями

рук); Д - колокол звучит ДОН – Д (движения правой рукой из стороны в сторону как при ударах в колокол); Т – молоток стучит ТУК – Т (удары кулаками рук друг о друга); Г – гусь гогочет ГА – Г (изображение клюва пальцами руки); К – каблук женской туфли цокает К-К (большой палец отвести в сторону, остальные – плотно прижать друг к другу, опустить вниз); Х – ладони греем Х-Х (сложить ладошки крест – накрест, выдыхать на них со звуком Х).
П – паровоз пыхтит ПЫХ – П (круговые движения согнутыми локтями рук); Д - колокол звучит ДОН

Слайд 17В результате использования символов звуков в работе по формированию фонетической стороны

речи у детей 4-5 лет с ЗПР были получены следующие результаты: - улучшилось восприятие звуков речи, - ускорилась нормализация произношения нарушенных звуков; - улучшилось состояние внимания и памяти.
В результате использования символов звуков в работе по формированию фонетической стороны речи у детей 4-5 лет с

Слайд 18Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции»
или «Сломанный телевизор»



Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»

Слайд 19Игра «Поймай шпиона»

Игра «Поймай шпиона»

Слайд 20Игра «Подбери символ»

Игра «Подбери символ»

Слайд 21 Игра «Магазин»

Игра «Магазин»

Слайд 22
Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»


Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»

Слайд 23Игра «Рассели картинки в дома»















Игра «Рассели картинки в дома»

Слайд 24
Игра «Найди место картинке»

Игра «Найди место картинке»

Слайд 25Игра «Звуковая дорожка»

Игра «Звуковая дорожка»

Слайд 26Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков»

пила батон

сумка диван зима

насос сила куртка газон


Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков»пила   батон   сумка  диван  зима

Слайд 27Игра «Пишем символами»

Игра «Пишем символами»

Слайд 28Игра «Подбери слово к схеме»

Игра «Подбери слово к схеме»

Слайд 29Желаю
успеха!

Желаюуспеха!

Слайд 30 Источники: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.- М., 1996. Т.А.Ткаченко.

Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 1996. Т.А.Ткаченко. Звуки и знаки. Гласные. – М., ЮНВЕС, 2001. Т.А.Ткаченко. Звуки и знаки. Легко произносимые согласные. – М., ЮНВЕС, 2001. Т.А.Ткаченко. Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные. – М., ЮНВЕС, 2001.
Источники: С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.- М., 1996. Т.А.Ткаченко. Специальные символы в подготовке

Слайд 32


Спасибо за внимание!


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть