Презентация, доклад на тему Работа по словообразованию с детьми с ОНР и НвОНР речи на логопедических занятиях.

Содержание

Особые трудности учащиеся с нарушениями речи испытывают в спонтанном усвоении значений слов, образованных от глаголов (слов-действий) посредством приставок.Работа над этими словами включает, следующие этапы:уяснение лексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой (лететь);сопоставление этого

Слайд 1Ребенка учат образовывать новые слова от заданных, ориентироваться в формально-семантических отношениях,

группировать слова по общему признаку и тем самым приобщают его к анализу морфологической структуры слова.
Ребенка учат образовывать новые слова от заданных, ориентироваться в формально-семантических отношениях, группировать слова по общему признаку и

Слайд 2Особые трудности учащиеся с нарушениями речи испытывают в спонтанном усвоении значений

слов, образованных от глаголов (слов-действий) посредством приставок.
Работа над этими словами включает, следующие этапы:
уяснение лексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой (лететь);
сопоставление этого глагола и глагола с приставкой
(лететь — прилететь);


Особые трудности учащиеся с нарушениями речи испытывают в спонтанном усвоении значений слов, образованных от глаголов (слов-действий) посредством

Слайд 3сопоставление нескольких глаголов с разными
приставками и одним корнем (прилететь

— улететь);
выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями
(слететь, спрыгнуть, сбежать)

сопоставление нескольких глаголов с разными приставками и одним корнем  (прилететь — улететь); выделение общего элемента в

Слайд 4усвоение соотношения приставок и предлогов
(подошел к; перепрыгнул через; отъехал от).

усвоение соотношения приставок и предлогов (подошел к; перепрыгнул через; отъехал от).

Слайд 5Следует специально обращать внимание учащихся на образование словосочетаний с глаголами, которые

требуют как прямого дополнения (прочитать книгу), так и косвенного с определенным предлогом (подлететь к городу),
а также на сочетание приставок и предлогов (пере... через, под...и т.д.). Это способствует усвоению глагольного управления.
Следует специально обращать внимание учащихся на образование словосочетаний с глаголами, которые требуют как прямого дополнения (прочитать книгу),

Слайд 6подписать под картинкой названия действий, которые на ней изображены
(выходить, входить);
подчеркнуть

слова с приставками, объяснить их значение;
подписать под картинкой названия действий, которые на ней изображены (выходить, входить);подчеркнуть слова с приставками, объяснить их значение;

Слайд 7выписать однокоренные глаголы с разными приставками, объяснить их значение, образовать с

помощью приставок новые слова, составить с ними словосочетания и предложения

Выходить ,заходить, уходить, переходить;

Выходить из класса;

Ребятам надо сейчас выходить из класса.
выписать однокоренные глаголы с разными приставками, объяснить их значение, образовать с помощью приставок новые слова, составить с

Слайд 8Используя данные упражнения, необходимо помнить, что ученик с нерезко выраженным недоразвитием

речи и с общим недоразвитием речи не может самостоятельно определить значение, которое привносят в слово те или иные приставки. Поэтому логопеду следует сначала самому указать эти значения в задании к упражнениям, а задача ученика будет состоять лишь в том, чтобы практически установить, какие глаголы и с какими приставками имеют это значение.
Используя данные упражнения, необходимо помнить, что ученик с нерезко выраженным недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи

Слайд 9Затем можно предложить учащимся образовать новые слова с одними и теми

же приставками.

Залетел, закатился, забежал, завалился, заигрался, застегнул, заболел, закружился, закопал, заучил….
Затем можно предложить учащимся образовать новые слова с одними и теми же приставками. Залетел, закатился, забежал, завалился,

Слайд 10Например, из данных слов выбрать и записать в один столбик слова,

обозначающие приближение, а в другой — удаление (убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь и т. д.);
Например, из данных слов выбрать и записать в один столбик слова, обозначающие приближение, а в другой —

Слайд 11с пространственным значением:
в-, вз-, вы-, под-, над-, от-, у-, про-,

пере-;
с временным значением: за-, по-;
со значением неполноты действия при-, под-;
полноты или, результативности действия: в-,вз-, воз-, за- и др.
с пространственным значением: в-, вз-, вы-, под-, над-, от-, у-, про-, пере-; с временным значением: за-, по-;

Слайд 12Чтобы закрепить практические наблюдения над приставками, рекомендуем использовать такие задания:
прочитать

предложения, используя одно из данных в скобках слов:
«Илья (приклеил, отклеил) марку к конверту»;
«Отец (задвинул, придвинул}
к столу табуретку;»
«Мальчик (дошёл, зашёл) до школы»;
«Коршун (подлетел, налетел) на зайца»;
Чтобы закрепить практические наблюдения над приставками, рекомендуем использовать такие задания: прочитать предложения, используя одно из данных в

Слайд 13выбрать нужную приставку и добавить ее к выделенным словам:
«Птицы

летели к кормушке(под, от)»;
«Мама ставила цветы в вазу (по, от)»;
«Хор пел еще одну песню (про, от)»;
«Даша несла вёдра до крыльца (до, от)»;
выбрать нужную приставку  и добавить ее к выделенным словам: «Птицы летели к кормушке(под, от)»; «Мама ставила

Слайд 14подобрать подходящие по смыслу приставки и прочитать образовавшиеся словосочетания:
...плыть от

берега; ...летел на хищника; ...резать хлеб; ...жарить картофель; ...шёл за водой; ...летели с юга; ...варила варенье;

вставить подходящие по смыслу слова с приставками в предложение:
«Возле нашей деревни ... большой завод»;
«Мама …вкусных пирожков»
подобрать подходящие по смыслу приставки и прочитать образовавшиеся словосочетания: ...плыть от берега; ...летел на хищника; ...резать хлеб;

Слайд 15придумать предложения с глаголами: учить — научить
(ч то? к о

г о?);
учиться — научиться
(чему?, у кого?);

составить словосочетания с глаголами: стереть, вызвать, подойти, написать и со словом доска.
придумать предложения с глаголами: учить — научить (ч то? к о г о?); учиться — научиться (чему?,

Слайд 16Вначале следует уточнить значения слов, образованных посредством суффиксов оттеночного значения уменьшительности,

ласкательности, увеличительности, пренебрежительности и т. п.
(-очк-, -ичк-, -ик-, -к-, -еньк-,-оньк- и т. п.).

Мяч-мячик, дом-домик;

берёза-берёзка;

Дочь-доченька
Вначале следует уточнить значения слов, образованных посредством суффиксов оттеночного значения уменьшительности, ласкательности, увеличительности, пренебрежительности и т. п.

Слайд 17 В работе с учащимися II—III классов подобные задания следует усложнить,

например: выбрать и сгруппировать слова с общим суффиксом из написанных на карточке слов, объяснить их значение.

Косточка, спинка, носик, глазки, берёзка, платочки, речка, грибок, зубик, супик, карточка, свечка и т.д
В работе с учащимися II—III классов подобные задания следует усложнить, например: выбрать и сгруппировать слова с

Слайд 18Полезно выделить несколько наиболее типичных значений суффиксов и отработать их на

достаточно варьируемом словообразовательном материале и тем самым научить детей улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (например, посредством суффиксов: -щик, -чик, -ист, -тель, -арь — обозначаются лица по роду их деятельности, профессии).
Крановщик,юрист,обувщик,учитель, писатель,
слесарь, токарь, кладовщик, программист и т.д.
Полезно выделить несколько наиболее типичных значений суффиксов и отработать их на достаточно варьируемом словообразовательном материале и тем

Слайд 20Что касается учащихся I класса, то вся работа с ними по

словообразованию проводится в сугубо практическом плане и осуществляется посредством игровых приемов
Что касается учащихся I класса, то вся работа с ними по словообразованию проводится в сугубо практическом плане

Слайд 21При этом важно соблюдать определенную по­следовательность: на первых занятиях на основе

игровой ситуации работают с производящим и производным словами
кот — котик; Саша — Сашенька, сопоставляют слова и уточняют разницу в их значении;
затем внимание детей привлекают к суффиксам либо утрированным проговариванием его учителем, либо сравнением написанных на доске слов. Несколько позже можно попросить учеников образовать новые слова по аналогии от заданного.
В процессе этого закрепляется умение пользоваться суффиксом для образования новых слов с опорой на имеющийся у ребенка эталон.
При этом важно соблюдать определенную по­следовательность: на первых занятиях на основе игровой ситуации работают с производящим и

Слайд 22Вслед за этим детям предлагают упражнения, в процессе выполнения которых они

самостоятельно образуют слова по данному суффиксу.

При этом нужно предложить учащимся уточнить значение вновь образованных слов.

В случае затруднения логопед делает это сам.
Вслед за этим детям предлагают упражнения, в процессе выполнения которых они самостоятельно образуют слова по данному суффиксу.

Слайд 23Используя приемы опережающего обучения, мы можем привлечь к этой работе

схему состава слова, обучая, детей находить на ней место суффикса.

Это способствует подготовке в пропедевтическом плане учащихся I класса к усвоению морфологического состава слова и учит образовывать новые слова, а значит расширять словарный запас.
Используя приемы опережающего обучения, мы можем  привлечь к этой работе схему состава слова, обучая, детей находить

Слайд 24Таким образом, в ходе логопедических занятий дети накапливают опыт различения и

выделения, морфологических частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов.
Таким образом, в ходе логопедических занятий дети накапливают опыт различения и выделения, морфологических частей слова, расширяют запас

Слайд 25Привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфологическому составу слова вооружает

учащихся средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения.
Привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфологическому составу слова вооружает учащихся средствами, с помощью которых они

Слайд 26Все это способствует созданию оптимальных условий для увеличения

словарного запаса, уточнения ряда грамматических понятий и совершенствования закрепления знаний, определенных правил правописания, прежде всего тех, усвоение которых связано с морфологическим анализом слов и умением различать их значимые части.
Все  это  способствует  созданию оптимальных условий для увеличения словарного запаса, уточнения ряда грамматических понятий

Слайд 27Ещё немного упражнений

Ещё немного упражнений

Слайд 28 Детям предлагаются два столбика слов. В первом — существительные, во

втором — прилагательные, написанные вразнобой. Задача учеников — соединить линией существительные с прилагательными, имеющими такой же род, а не только подходящими по значению.
Детям предлагаются два столбика слов. В первом — существительные, во втором — прилагательные, написанные вразнобой. Задача

Слайд 29 кошка

стол
солнце
олень
учительница
мороженное





холодное
пушистая
деревянный
мудрая
жаркое
быстрый



кошка       стол

Слайд 30Детям выдаются тексты с выделенными прилагательными, которые использованы в неподходящем числе.

Ученики, выбрав из слов для справок правильный вариант, должны исправить их в тексте.
Детям выдаются тексты с выделенными прилагательными, которые использованы в неподходящем числе. Ученики, выбрав из слов для справок

Слайд 31На юге последний лучи солнца малиновой пятнами горят на стволах деревьев.

Один за другим смолкают соловьи. Черные дрозд последними песней заканчивает зарю. Через минуту над прудами закружатся летучая мыши. Скоро начнется новые, особенная ночная жизнь.
по М. Пришвину
Слова для справок: последние, малиновыми, черный, последней, летучие, новая.
На юге последний лучи солнца малиновой пятнами горят на стволах деревьев. Один за другим смолкают соловьи. Черные

Слайд 32Изучается умение подбирать притяжательные прилагательные.
Детям называются два предложения:
первое дает понять,

о чем пойдет речь во втором;
второе — вопрос (с вариантами ответов), отвечая на который ученики должны подчеркнуть правильный вариант притяжательного прилагательного.
Изучается умение подбирать притяжательные прилагательные. Детям называются два предложения:первое дает понять, о чем пойдет речь во втором;

Слайд 33Мама сварила суп из курицы. Значит, мама сварила, какой суп? —


(Куриный, курячий, курий)
Папа строит конуру для собаки. Значит, папа строит, чью конуру? ( Собачью, собакину, собачачью)
Охотники наткнулись на берлогу медведя. Значит, охотники наткнулись на чью берлогу? — (Медвежью, медвежачью, медвежиную)
Собаки почуяли след лисы. Значит, собаки почуяли чей след? —
(Лисий, лисиный, лисячий)
Мама сварила суп из курицы. Значит, мама сварила, какой суп? — (Куриный, курячий, курий)Папа строит конуру для

Слайд 34Вставь слово
Изучается умение согласовывать прилагательные с существительными в падеже, (изменение прилагательных

по падежам), детям предлагаются тексты с пущенными прилагательными, с поставленными вопросами к ним. Ученики должны выбрать из слов для справок прилагательные в правильном падеже, отвечающие на вопрос.

Наступила весна. Птицы... (какие?) прилетели. Нет больше... (каких?) дней. Деревья и цветы рады... (какому?) солнцу. На полях можно видеть... (каких?) грачей.


Вставь словоИзучается умение согласовывать прилагательные с существительными в падеже, (изменение прилагательных по падежам), детям предлагаются тексты с

Слайд 35Лексические задания «Плохой – хороший»

Изучается умение подбирать прилагательные-антонимы.
Ученикам предлагаются два

столбика слов. В первом написаны прилагательные, обозначающие черты характера плохого человека, а во втором — хорошего.

Необходимо соединить линией слова с противоположным значением (отрицательные черты характера с положительными)
Лексические задания «Плохой – хороший»Изучается умение подбирать прилагательные-антонимы. Ученикам предлагаются два столбика слов. В первом написаны прилагательные,

Слайд 37«Одно и то же»
Изучается умение подбирать прилагательные-синонимы.

Детям предлагаются

словосочета­ния из прилагательного и существительного. Опираясь на сло­ва для справок, они должны заменить прилагательные на другие, но такого же лексичес­кого значения.
«Одно и то же»Изучается умение подбирать прилагательные-синонимы.  Детям предлагаются словосочета­ния из прилагательного и существительного. Опираясь на

Слайд 38Образец:
Небывалый случай — невиданный случай.
Короткая аллея — ... аллея.
Дремучий

лес — ... лес.
Мокрая трава — ... трава.
Душистый цветок— ... цветок.
Старый дом — ... дом.
Хмурая погода — ... погода.

Слова для справок: недлинная, густой, сырая, пахучий, ветхий, пасмурная
Образец: Небывалый случай — невиданный случай.Короткая аллея — ... аллея. Дремучий лес — ... лес. Мокрая трава

Слайд 39«Найди лишнее слово»

Изучается умение классифицировать прилагательные по группам (цвет, размер, форма,

вкус, материал, время суток) и выбирать лишнее, не подходящее под выбранную группу.
Из прилагательных, обозначающих цвет, выбрать лишнее, называющее форму предмета.
Голубой, зеленый, квадратный, красный.
Из прилагательных, обозначающих размер предмета, выбрать лишнее, называющее форму.
Маленький, большой, средний, овальный.

«Найди лишнее слово»Изучается умение классифицировать прилагательные по группам (цвет, размер, форма, вкус, материал, время суток) и выбирать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть