Слайд 1Психолого-педагогическое взаимодействие
Составила: Багаутдинова Л.А.
Слайд 2Содержание
Основные понятия
Понятие общения в психолого-педагогической науке
Стадии общения
Стили педагогического общения
Структура и функции
педагогического общения
Литература
Слайд 4Понятие общения в психолого-педагогической науке
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием.
Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности
В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму
Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации
Слайд 5Выделяют три уровня общения:
макроуровень, когда общение рассматривается как важнейшая сторона образа
жизни личности. Это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности
мезауровень, когда общение предполагает контакты на определенную тему. Реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать несколько встреч, актов общения и общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т.е. оно представляется процессом
микроуровень, который предполагает акт общения и выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом общения можно считать «вопрос - ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд – мимическое движение в ответ
Слайд 6Общение предполагает:
восприятие и понимание
реакцию на речь окружающих
умение соблюдать очередность в беседе
с другими людьми
Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками
Слайд 7Стадии педагогического общения
моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или
мероприятию (прогностический этап)
организация непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»
управление общением в педагогическом процессе
анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи
Слайд 10Стили педагогического общения
Демократический стиль
Является самым эффективным, а также оптимальным стилем взаимодействия.
Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками
Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности
Слайд 11Авторитарный стиль
Отмечается ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам.
Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками
Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии
Слайд 12Либеральный стиль
Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых
действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях
Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога
Слайд 13Смешанный стиль
Отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического
и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля
Слайд 14Структура педагогического общения
В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:
Прогностический этап (моделирование
педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка)
Слайд 15Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового
и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:
— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер)
— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия)
— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида)
— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней)
Слайд 16Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно
создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей
Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения)
Слайд 17Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание
партнерами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным
Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога
Слайд 18Функции педагогического общения
Делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации
За
заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика
Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности
Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции
Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую
Слайд 19Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс
познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе
Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение
Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации
Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий
Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний
Слайд 20Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение
в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову
Слайд 21Литература
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Андреева.Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. Заведений. - М. : Аспект Пресс, 2008
Виктор Абрамович Кан-Калик – Учителю о педагогическом общении, 1987 г.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
http://psihomed.com/pedagogicheskoe-obshhenie/
http://www.listeducation.ru/liweps-656-1.html