Федоткин А.С
Учитель начальных классов.
.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федоткин А.С
Учитель начальных классов.
.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель психолого-педагогической службы школы – создание системы организационно-педагогических условий для успешной социальной адаптации обучающихся, формирование их личностных характеристик, отвечающих требованиям ФГОС, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития.
Задачи: организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащимся.
Главная беда родителей – слабые педагогические знания: переоценка способностей ребенка; ложная идея воспитания: детство должно быть без трудностей; стремление дать все лучшее ребенку; ложное мнение о том, что главное воспитание дает школа; неправильное отношение к учебной работе ребенка; вина за пробелы в воспитании перекладываются на школу и др., но не на семью.
Недостатки в школьном воспитании: стремление сломить сопротивление ученика угрозами, наказаниями, жалобами; поверхностное знание особенностей школьника, принятие сложности и своеобразия его характера за трудновоспитуемость; конфликтные отношения родителей или ребенка с педагогами; злоупотребление словесным воздействием, неумение переубеждать, переучивать, перестраивать характер.
Задача школы, семьи и общественности – активизировать зону ближайшего социального окружения, чтобы эффективно действовали положительные общественные влияния, нейтрализовались отрицательные причины, вызывающие трудновоспитуемость.
Внутренние предпосылки негативизма: неразрешимый конфликт, обусловленный противоречием между сознанием и поведением, личным и социальным опытом, потребностями и возможностями, целями, установками и способностями их достижения; сложность и неравномерность формирования личности, которые порождают несоответствия в уровне положительных качеств, отсутствие связи между ними; отставание в общем развитии, вызванное болезнями и другими неблагоприятными обстоятельствами; высокое проявление нестандартности ребенка, его яркая индивидуальность или одаренность, которые делают его странным, непопятным для учителей и сверстников; аномалии в наследственности.
При недостатках семейного и школьного воспитания эти предпосылки активно проявляются, усиливая отрицательную направленность личности.
В младшем школьном возрасте продолжают действовать следствия неправильного воспитания в семье и детском саду, порождая новые явления: стремление избежать неприятностей, связанных с неудачами в деятельности и отношениях, а отсюда – непослушание, истеричность, капризность, нерешительность, пассивность.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
1.2. Трудновоспитуемые дети младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблема
Поведение включает в себя:
- цели и мотивы действий и поступков личности как преломление внешних условий и требований в сочетании с направленностью данного воспитанника;
- восприятие задачи, поручения, требования, выдвигаемые педагогами, коллективом сверстников, родителями или обстоятельствами жизни, объективными условиями, содержанием деятельности;
- планирование деятельности и поведения с учетом личных установок и внешних обстоятельств;
- принятие решения и мобилизация сил, способностей для совершения необходимых действий;
- реальная деятельность, содержание поведения; действия, поступки; осмысление, самоанализ и самооценка своего поведения.
В профилактике трудновоспитуемости важное значение приобретает проблема взаимодействия внешней и внутренней регуляции поведения. Основными регуляторами и посредниками социального воздействия оказываются высшие качественно определенные образования субъективного мира личности – ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы.
Для предупреждения трудновоспитуемости решающими могут оказаться действия педагога в сложный период роста ребенка, когда он делает ошибки и терпит неудачи из-за отсутствия опыта.
Самое опасное время – стабилизация трудновоспитуемости.
Знание уровня трудновоспитуемости, ее признаков позволяет, во-первых, определить основное направление педагогической профилактики, во-вторых, избежать ошибок в диагностике воспитанности школьника.
Основные направления социально-педагогической работы: реабилитация в медико-социальном, психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспекте.
Медико-социальная реабилитация – меры, направленные на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями.
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация – меры социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению форм дезадаптации.
Личностные психологические особенности, затрудняющие социальную адаптацию детей и подростков: черты характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность и т.д.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Реабилитация может затрудниться сочетанием в одном ребенке нескольких форм дезадаптации, включая патогенную, психосоциальную и социальную.
В настоящее время существует сеть соцучреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией трудновоспитуемых детей и подростков.
Для учащихся начальной школы на первый план выходят программы психолого-педагогической диагностики и коррекции. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
1.3. Анализ опыта работы педагога с трудновоспитуемыми детьми
Виды диагностики:
индивидуальная – при первичном обращении к психологу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания результатов психокоррекционного воздействия;
групповая – при социально-психологических опросах.
Психокоррекционное направление подразумевает психопрофилактическую и коррекционную работу:
при начальных стадиях пограничных психических состояний детей и подростков;
при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий;
с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;
для коррекции межличностных отношении;
с целью преодоления различных комплексов личностного характера;
для адаптации ребенка в социуме.
Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы:
углубленная диагностика причин и характера отклонений в развитии ребенка;
разработка и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических и соматических заболеваний;
разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;
обеспечение соответствующего режима учебной деятельности детей и подростков «группы риска».
Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения и др.
Консультационное направление предусматривает консультации родителей, а также педагогов и психологов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбора методов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, выбора типа и вида образовательного учреждения, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолетних; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
2.1. Диагностика уровня педагогической запущенности детей
Цель: получить информацию о субъектной семейной ситуации исследуемых педагогически запущенных учеников.
Техника основана на анализе и интерпретации рисунков семьи.
На основание результатов проведенных диагностик принято решение о разработке комплексной специализированной программы «Путешествие в страну понимания».
Цель: формирование готовности младших школьников к школьному обучению и оказание психолого-педагогической поддержки учащихся и их семей.
Задачи: сформировать психологический потенциал для успешного продвижения ребенка в учебной деятельности. Адекватное овладения социальной ролью ученика, осуществлять индивидуальный личностно ориентированный подход к ребенку, развивать коммуникативные умения, развитие адекватное отношения к своим успехам и неудачам.
Занятие по программе проводилось 1 час в неделю, в течение 3-х месяцев.
Первичная диагностика
Повторная диагностика после реализации программы
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть