Презентация, доклад на тему ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.Актуальность работы определяется постоянным увеличением количества трудновоспитуемых детей младшего школьного возраста.Трудновоспитуемость школьников в последствие перерастает в различные формы антиобщественного поведения, в т.ч. и преступность.Объект исследования: психологические особенности взаимоотношения педагога с трудновоспитуемыми детьми младшего школьного возраста.Предмет исследования:

Слайд 1    

  Москва 2015

Федоткин А.С
Учитель начальных классов.


.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      

Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
.

Актуальность работы определяется постоянным увеличением количества трудновоспитуемых детей младшего школьного возраста.
Трудновоспитуемость

школьников в последствие перерастает в различные формы антиобщественного поведения, в т.ч. и преступность.
Объект исследования: психологические особенности взаимоотношения педагога с трудновоспитуемыми детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: взаимоотношения педагога с трудновоспитуемыми детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить психологические особенности взаимоотношения педагога с трудновоспитуемыми детьми младшего школьного возраста с предложением метода профилактики их трудновоспитуемости.
Задачи исследования:
1.Изучить характеристику особенностей психолого-педагогической деятельности в начальной школе
2. Провести диагностику уровня педагогической запущенности детей
3.Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, наблюдение.
ВВЕДЕНИЕ.Актуальность работы определяется постоянным увеличением количества трудновоспитуемых детей младшего школьного возраста.Трудновоспитуемость школьников в последствие перерастает в различные

Слайд 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 1.1. Характеристика особенностей психолого-педагогической деятельности в начальной

школе

Цель психолого-педагогической службы школы – создание системы организационно-педагогических условий для успешной социальной адаптации обучающихся, формирование их личностных характеристик, отвечающих требованиям ФГОС, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития.
Задачи: организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащимся.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 1.1. Характеристика особенностей психолого-педагогической деятельности в начальной школеЦель психолого-педагогической службы школы –

Слайд 4ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 1.2. Трудновоспитуемые дети младшего школьного возраста как

социально-педагогическая проблема

Главная беда родителей – слабые педагогические знания: переоценка способностей ребенка; ложная идея воспитания: детство должно быть без трудностей; стремление дать все лучшее ребенку; ложное мнение о том, что главное воспитание дает школа; неправильное отношение к учебной работе ребенка; вина за пробелы в воспитании перекладываются на школу и др., но не на семью.
Недостатки в школьном воспитании: стремление сломить сопротивление ученика угрозами, наказаниями, жалобами; поверхностное знание особенностей школьника, принятие сложности и своеобразия его характера за трудновоспитуемость; конфликтные отношения родителей или ребенка с педагогами; злоупотребление словесным воздействием, неумение переубеждать, переучивать, перестраивать характер.
Задача школы, семьи и общественности – активизировать зону ближайшего социального окружения, чтобы эффективно действовали положительные общественные влияния, нейтрализовались отрицательные причины, вызывающие трудновоспитуемость.
Внутренние предпосылки негативизма: неразрешимый конфликт, обусловленный противоречием между сознанием и поведением, личным и социальным опытом, потребностями и возможностями, целями, установками и способностями их достижения; сложность и неравномерность формирования личности, которые порождают несоответствия в уровне положительных качеств, отсутствие связи между ними; отставание в общем развитии, вызванное болезнями и другими неблагоприятными обстоятельствами; высокое проявление нестандартности ребенка, его яркая индивидуальность или одаренность, которые делают его странным, непопятным для учителей и сверстников; аномалии в наследственности.
При недостатках семейного и школьного воспитания эти предпосылки активно проявляются, усиливая отрицательную направленность личности.
В младшем школьном возрасте продолжают действовать следствия неправильного воспитания в семье и детском саду, порождая новые явления: стремление избежать неприятностей, связанных с неудачами в деятельности и отношениях, а отсюда – непослушание, истеричность, капризность, нерешительность, пассивность.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 1.2. Трудновоспитуемые дети младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблемаГлавная беда родителей –

Слайд 5Негативные переживания, возникающие при неудачах, соединяясь, рождают отрицательное свойство. Например, из

пассивности могут возникнуть личностные недостатки: равнодушие, работа под постоянным нажимом со стороны.
Недостатки поведения – начальная стадия, характерная для младших школьников, результат несформированности опыта поведения или постоянных неудач в той или иной деятельности. Ребенок не всегда может найти адекватную форму поведения. Если формирование личности не корректировать в соответствии с повышающимися общественными требованиями, то неизбежно возникает противоречие между требованиями извне и реакцией человека на них.
Личностные недостатки – следствие типичных ошибок поведения – пробелы в нравственном, умственном и волевом развитии. Устраняются интенсивным развитием положительных качеств личности. При неэффективной воспитательной работе могут развиться в отрицательные свойства. Например, общая пассивность личности способствует возникновению лености и нерешительности. А на основе неорганизованности – недисциплинированность; отчужденное отношение к другим людям – эгоизм, самовлюбленность, недоверие к людям.
Отрицательное свойство приводит к неправильному способу поведения, противоречащему общественным нормам.
Трудновоспитуемость – состояние, в которое впадает личность при комплексе недостатков и отрицательных свойств, которые делают ее невосприимчивой к воспитательным влияниям. Если невоспитанность может нести просто к невосприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу.
Когда возникает комплекс отрицательных свойств, можно говорить о сформировавшейся трудновоспитуемости, которая требует специальной системы мер перевоспитания.
Задача перевоспитания на любом этапе – остановить отрицательные проявления личности, восстановить ее способность к естественному развитию положительных человеческих качеств.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 1.2. Трудновоспитуемые дети младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблема

Негативные переживания, возникающие при неудачах, соединяясь, рождают отрицательное свойство. Например, из пассивности могут возникнуть личностные недостатки: равнодушие,

Слайд 6ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 1.2. Трудновоспитуемые дети младшего школьного возраста как

социально-педагогическая проблема

Поведение включает в себя:
- цели и мотивы действий и поступков личности как преломление внешних условий и требований в сочетании с направленностью данного воспитанника;
- восприятие задачи, поручения, требования, выдвигаемые педагогами, коллективом сверстников, родителями или обстоятельствами жизни, объективными условиями, содержанием деятельности;
- планирование деятельности и поведения с учетом личных установок и внешних обстоятельств;
- принятие решения и мобилизация сил, способностей для совершения необходимых действий;
- реальная деятельность, содержание поведения; действия, поступки; осмысление, самоанализ и самооценка своего поведения.

В профилактике трудновоспитуемости важное значение приобретает проблема взаимодействия внешней и внутренней регуляции поведения. Основными регуляторами и посредниками социального воздействия оказываются высшие качественно определенные образования субъективного мира личности – ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы.
Для предупреждения трудновоспитуемости решающими могут оказаться действия педагога в сложный период роста ребенка, когда он делает ошибки и терпит неудачи из-за отсутствия опыта.
Самое опасное время – стабилизация трудновоспитуемости.
Знание уровня трудновоспитуемости, ее признаков позволяет, во-первых, определить основное направление педагогической профилактики, во-вторых, избежать ошибок в диагностике воспитанности школьника.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 1.2. Трудновоспитуемые дети младшего школьного возраста как социально-педагогическая проблемаПоведение включает в себя:

Слайд 7ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 1.3. Анализ опыта работы педагога с

трудновоспитуемыми детьми

Основные направления социально-педагогической работы: реабилитация в медико-социальном, психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспекте.
Медико-социальная реабилитация – меры, направленные на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями.
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация – меры социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению форм дезадаптации.
Личностные психологические особенности, затрудняющие социальную адаптацию детей и подростков: черты характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность и т.д.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Реабилитация может затрудниться сочетанием в одном ребенке нескольких форм дезадаптации, включая патогенную, психосоциальную и социальную.
В настоящее время существует сеть соцучреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией трудновоспитуемых детей и подростков.
Для учащихся начальной школы на первый план выходят программы психолого-педагогической диагностики и коррекции. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ  1.3. Анализ опыта работы педагога с трудновоспитуемыми детьмиОсновные направления социально-педагогической работы:

Слайд 8В системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся на работе

с трудными детьми и подростками. Например, Ростовский областной центр реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков, созданный в 1991 г. как экспериментальное учебно-воспитательное учреждение. Опирается на принципы:
Комплексный подход к диагностике и реализация потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
Индивидуализация и вместе с тем дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.
Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.
Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций детей, а также проявление социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.
Коррекционная направленность обучения и воспитания.
Направленность системы обучения и воспитания на сохранение и развитие здоровья детей.
Соблюдение прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании.
Основные направления деятельности Центра: диагностическое, психокоррекционное, оздоровительное, учебно-воспитательное, социально-правовое, консультационное, научно-методическое, социально-аналитическое, социально-аналитическое и просветительское.
Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психического, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в образовательном учреждении.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 1.3. Анализ опыта работы педагога с трудновоспитуемыми детьми

В системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся на работе с трудными детьми и подростками. Например,

Слайд 9ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 1.3. Анализ опыта работы педагога с

трудновоспитуемыми детьми

Виды диагностики:
индивидуальная – при первичном обращении к психологу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания результатов психокоррекционного воздействия;
групповая – при социально-психологических опросах.

Психокоррекционное направление подразумевает психопрофилактическую и коррекционную работу:
при начальных стадиях пограничных психических состояний детей и подростков;
при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий;
с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;
для коррекции межличностных отношении;
с целью преодоления различных комплексов личностного характера;
для адаптации ребенка в социуме.
Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы:
углубленная диагностика причин и характера отклонений в развитии ребенка;
разработка и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических и соматических заболеваний;
разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;
обеспечение соответствующего режима учебной деятельности детей и подростков «группы риска».
Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения и др.
Консультационное направление предусматривает консультации родителей, а также педагогов и психологов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбора методов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, выбора типа и вида образовательного учреждения, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолетних; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ  1.3. Анализ опыта работы педагога с трудновоспитуемыми детьмиВиды диагностики: индивидуальная –

Слайд 10ГЛАВАᅟ2.ᅟПРАКТИЧЕСКАЯᅟЧАСТЬ РАБОТЫ 2.1.ᅟДиагностикаᅟуровняᅟпедагогической запущенностиᅟдетей

ГЛАВАᅟ2.ᅟПРАКТИЧЕСКАЯᅟЧАСТЬ РАБОТЫ 2.1.ᅟДиагностикаᅟуровняᅟпедагогической запущенностиᅟдетей

Слайд 11Социометрическая исследование по методике «Два домика»
Цель – диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных

симпатий между членами группы.
Задачи: измерение степени сплоченности в группе, выявление авторитета членов группы, обнаружение сплоченных образований.
В результате первичной диагностики можно сказать, что детям необходима коррекционная работа по сплочению коллектива и привить им коммуникативных навыков.
Исследования уровня школьной мотивации
Цель: диагностика уровня школьной мотивации.
Задачи: выявить отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Результат: В ходе первичного исследования появилась необходимость проведения дополнительной методики «Рисунок семьи», для тех детей, у которых был выявлен низкий уровень мотивации обучения в школе и трудности при взаимоотношениях со сверстниками им необходима коррекционная помощь.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 2.1. Диагностика уровня педагогической запущенности детей

Социометрическая исследование по методике «Два домика»Цель – диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.Задачи: измерение

Слайд 12ГЛАВА2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 2.1.Диагностика уровня педагогической запущенности детей Дополнительное исследование по методике «Кинетический

рисунок семьи»

Цель: получить информацию о субъектной семейной ситуации исследуемых педагогически запущенных учеников.
Техника основана на анализе и интерпретации рисунков семьи.
На основание результатов проведенных диагностик принято решение о разработке комплексной специализированной программы «Путешествие в страну понимания».

ГЛАВА2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 2.1.Диагностика уровня педагогической запущенности детей  Дополнительное исследование по методике «Кинетический рисунок семьи»Цель:

Слайд 13ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 2.2. Коррекционно-развивающая работа с трудновоспитуемыми детьми

младшего школьного возраста

Цель: формирование готовности младших школьников к школьному обучению и оказание психолого-педагогической поддержки учащихся и их семей.
Задачи: сформировать психологический потенциал для успешного продвижения ребенка в учебной деятельности. Адекватное овладения социальной ролью ученика, осуществлять индивидуальный личностно ориентированный подход к ребенку, развивать коммуникативные умения, развитие адекватное отношения к своим успехам и неудачам.
Занятие по программе проводилось 1 час в неделю, в течение 3-х месяцев.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ  2.2. Коррекционно-развивающая работа с трудновоспитуемыми детьми младшего школьного возрастаЦель: формирование готовности

Слайд 14ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 2.2. Коррекционно-развивающая работа с трудновоспитуемыми детьми

младшего школьного возраста Этапы реализации программы
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ  2.2. Коррекционно-развивающая работа с трудновоспитуемыми детьми младшего школьного возраста

Слайд 15Коррекционно развивающая программа «Путешествие в страну понимания»

Коррекционно развивающая программа «Путешествие в страну понимания»

Слайд 16ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 2.2. Коррекционно-развивающая работа с трудновоспитуемыми детьми

младшего школьного возраста

Первичная диагностика







Повторная диагностика после реализации программы

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ  2.2. Коррекционно-развивающая работа с трудновоспитуемыми детьми младшего школьного возраста  Первичная

Слайд 17Кинетический рисунок семьи

Кинетический рисунок семьи

Слайд 18ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 2.3. Анализ результатов
На основании данных, полученных в

ходе первичного исследования, была создана комплексная программа коррекции педагогической запущенности младших школьников. После реализации комплексной программы «Путешествие в страну понимания» нами были проведены повторное диагностическое исследование, где данные позволяют увидеть тенденцию к снижению педагогической запущенности детей младшего школьного возраста.
Считаем, что эффективность предложенной и реализованной коррекционной программы доказана.
Причиной недостаточной эффективности программы для некоторых учащихся считаем, недостаточного количества времени, а также слабое педагогическое воздействие со стороны родителей.
Результатом изучения данной проблемы считаем разработку рекомендаций для педагога:
Внедрение комплексной программы коррекции педагогической запущенности, в начальной общеобразовательной школе.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ 2.3. Анализ результатовНа основании данных, полученных в ходе первичного исследования, была создана

Слайд 19ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования использовались следующие методики: «Кинетический рисунок семьи», социометрическая методика

«два домика», методика «Школьной мотивации».
Разработана и реализована система мер, направленных на снижение уровня педагогической запущенности младших школьников.
В результате уровень педагогической запущенности снизился. Доказана эффективность разработанной системы мер.
При выполнении работы, были решены следующие задачи:
Изучена характеристика особенностей психолого-педагогической деятельности в начальной школе.
Проведена диагностика уровня педагогической запущенности детей.
Проанализированы результаты исследования.
Достигнута цель работы: изучены психологические особенности взаимоотношения педагога с трудновоспитуемыми детьми младшего школьного возраста.ᅟ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	В процессе исследования использовались следующие методики: «Кинетический рисунок семьи», социометрическая методика «два домика», методика «Школьной мотивации».	Разработана и

Слайд 20Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть