Слайд 1Психолого—педагогическая технология коррекции отклоняющегося поведения
ПЦК Социально-психологической службы
Слайд 2Девиантное поведение – это поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных
и устоявшихся общественных норм.
Слайд 3Отклонения поведения от нормы называют:
Аномальным;
Асоциальным;
Антисоциальным;
Девиантным;
Расстроенным;
Неправильным;
Искривленным;
Испорченным;
Делинквентным.
Слайд 4Классификация девиантного поведения
Характерные признаки отклоняющегося поведения – уровень (глубина) и характер
(содержание);
Длительность (запущенность) отклоняющегося поведения;
Наследственные и характерологические причины;
Цели нестандартного поведения;
Источники (причины) возникновения;
Эмоциональные состояния;
Особенности проявления;
Тип (название, определение) отклоняющегося поведения;
Группа коррекции.
Слайд 5ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Аддиктивное – поведение, выражающееся в стремлении «уйти» от реальности посредством
изменения своего психического состояния с помощью алкоголя, наркотиков, лекарственных или иных препаратов.
Слайд 6ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Делинквентное – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его проступках
(действиях или бездействиях), наносящий вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Слайд 7ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических
условий, содействующих семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей, по обеспечению полноценного развития интересов и способностей обучающихся, занятости общественно полезной деятельностью во внеурочное время.
Слайд 8СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей «группы риска», девиантных подростков,
несовершеннолетних правонарушителей. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии образовательного учреждения, семьи, досуговой среды, общественных организаций и др.
Слайд 9ЦЕЛЬ коррекционно-педагогической деятельности –
разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности
и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков.
Слайд 10МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Методы разрушения отрицательного типа характера:
метод «взрыва» и метод реконструкции (перестройки) характера.
Выявление, развитие и совершенствование положительных качеств обучающегося;
прогнозирование положительного развития личности на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни.
Слайд 11Методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции (перестройки)
характера.
Восстановление положительных качеств, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами.
Видоизменение тех отрицательных свойств, которые подросток считает положительными.
Переоценка отрицательных свойств.
Восстановление здорового образа жизни.
Слайд 12МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2. Методы перестройки мотивационной сферы
и самосознания, такие как:
А) переосмысление своих достоинств и недостатков;
Б) переориентировка самосознания;
В) переубеждение;
Г) прогнозирования отрицательного поведения.
Слайд 13МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
3. Методы перестройки жизненного опыта,
такие как:
А) предписания;
Б) ограничения;
В) переучивания;
Г) переключения;
Д) регламентации образа жизни.
Слайд 14МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
4. Метод предупреждения отрицательного и
стимулирования положительного поведения:
А) поощрение и наказания;
Б) соревнования;
В) положительные перспективы.
Слайд 15СОЗИДАЮЩИЕ ПРИЕМЫ
Содействующие улучшению взаимоотношений между педагогами и подростками;
Вовлекающие подростка в совершение
морально ценных поступков;
Строящиеся на понимании динамики чувств и интересов несовершеннолетнего.
Слайд 16ТОРМОЗЯЩИЕ ПРИЕМЫ
В которых открыто проявляется власть педагога;
С открытым воздействием.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ
Организация внешней
опоры правильного поведения;
Отказ от фиксирования отдельных поступков.
Слайд 17ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕКТИВА
Доверие;
Постепенное приучение к деятельности на общую пользу;
Поддержка коллективистических
проявлений;
Недоверие;
Отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы;
Осуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
Переключение критики на самокритику;
Включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности.
Слайд 18ПРИЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ
Мобилизация внутренних сил подростка на выполнение задания;
Активизация
(создание) целевой установки;
Контрастность;
Стимулирование личного достоинства подростка;
Требовательное доверие;
Поощрение-похвала-поддержка.
Слайд 19ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Восстановление у подростка позитивного самовосприятия, доверие
к себе и к миру.
Анализ проблемы, выявление источников и причин.
Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
Построение шагов роста.
Уточнение параметров желаемого результата.
Определение союзников – тех, кто поможет достичь поставленной цели.
Слайд 20ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СНИЖЕНИЮ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ