Слайд 1Насилие в ученической среде
Психология насилия в школе:
агрессоры и аутсайдеры.
Слайд 2Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли
в жизни преуспеет тот,
Кто жить готовясь, в детстве не живет.
С.Я. Маршак
Слайд 3
Причины агрессивного
поведения у детей и подростков
Агрессивное
поведение обусловлено социальными
связями и отношениями. Агрессия может быть
обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может выражаться в разнообразных формах и проявлениях и
иметь скрытый,
открытый,
индивидуальный или
групповой характер.
Слайд 4
На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:
персональные факторы (низкий уровень воспитания,
неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к
риску, ограниченное чувство
самосохранения);
Слайд 5
На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:
поведенческие факторы (поведение, создающее помехи
для окружающих, вандализм, бесцельное время провождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты,
приводы в милицию и ранняя
судимость);
Слайд 6
На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:
социальные факторы (культ насилия в
обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи,
зависимость от социальной помощи,
смена воспитателей (отчим, мачеха),
семейное и сексуальное насилие,
друзья с отклоняющимся поведением.
Слайд 7
Что может спровоцировать агрессивное поведение у
ребенка:
внутрисемейные конфликты (развод родителей,
переход в другую школу, рождение второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка).
дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях.
гиперопека или равнодушие со стороны родителей.
Слайд 8
личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим
проблемы физиологического и психологического характера).
недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребенком.
развитие критического мышления
позволяет подростку ставить под
сомнение поступки взрослых,
протестовать против их морали.
Слайд 9
проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят,
что ребенок неисправим, плохо воспитан или глуп).
для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из
средств, при помощи которых они
компенсируют свою неуспеваемость.
раздражение и усталость от школы.
Слайд 10
Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников
Слайд 11
Школьные агрессоры –
это чаще всего
лица мужского пола. «Типичные агрессоры» ведут себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Они импульсивны, доминантны, менее чувствительны к боли и предпочитают насилие как наиболее удобное средство для разрешения спорных и конфликтных ситуаций. Кроме того, «агрессоров» отличает низкий порог фрустрации и недостаточный контроль в ситуации аффекта. Они физически сильнее своих
одноклассников и других сверстников, прежде всего тех, кого они преследуют и выбирают в качестве «жертвы».
Слайд 12
Школьные агрессоры –
это дети, завоевавшие себе сомнительную популярность «агрессора»
в младших классах, теряют свой статус и становятся менее уважаемыми и влиятельными в старших классах, но не настолько нелюбимыми, как типичные жертвы. Большинство агрессоров - самоуверенные, сильные личности, с демонстративной, провокационной манерой поведения.
Слайд 13
«СОЦИАЛЬНЫЕ аутсайдеры»,
дети, которые подвергаются нападениям и унижениям
со стороны сверстников. Среди жертв отмечаются «пассивные» и «провоцирующие» жертвы. Типично пассивными жертвами являются спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют слезами или бегством. В школе или на улице социально изолированы и замкнуты, так как имеют мало знакомых и друзей, из-за чего их называют индивидуалистами, аутсайдерами или чудаками.
Слайд 14
«Провоцирующие жертвы»,
могут одновременно демонстрировать образцы
боязливого и агрессивного поведения. Частично у провоцирующих жертв обнаруживаются те же признаки, что и у агрессоров. Такие подростки импульсивны, легко ранимы и «постоянно готовы к борьбе». Своим неадекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко позволяют вовлечь себя в насильственные действия. С одной стороны они являются жертвами, а с другой - пытаются терроризировать более слабых и беззащитных сверстников. Провоцирующие жертвы нелюбимы как среди сверстников, так и среди взрослых. Их поведение свидетельствует о том, что во многих ситуациях, связанных с агрессией и насилием, невозможно провести четкой границы между типичными жертвами и агрессорами.
Слайд 15
Практически в каждом классе имеются
дети,
которые являются мишенью («козлами
отпущения») для окружающих. Их постоянно дразнят, обругивают, унижают или бьют. Их вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями), для них свойственны нестандартные поступки и замкнутость.
При этом для взрослых (родители, учителя, администрация школ) не всегда понятно, почему одни дети являются объектом агрессивных действий со стороны окружающих, а другие - нет.
Слайд 16
Аутсайдер
его школьные принадлежности
(учебники, тетради, личные вещи) часто бывают
разбросаны по классу, или спрятаны;
на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
Слайд 17
его оскорбляют, дразнят, дают обидные
прозвища, на агрессивные
действия со
стороны
других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Слайд 18
Агрессор
на уроке постоянно привлекает к себе
внимание, вступает в пререкания
при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
Слайд 19
Агрессор
не может обуздать свой нрав, так,
как это умеют делать его ровесники;
прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно-полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Слайд 21
Агрессивное поведение, направленное
против сверстников, встречается гораздо чаще,
чем против взрослых. Во-первых, со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно. Во-вторых, будучи слабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться.
Мальчики-агрессоры доминантны. Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы, агрессия с их стороны может проявляться в скрытой форме. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей против персоны, которая им не нравится.
Слайд 22
В условиях школы прямыми признаками
психического насилия над учащимися считаются:
угрозы
в адрес обучающегося;
преднамеренная изоляция обучающегося;
предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
оскорбление и унижение достоинства;
систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
постоянная негативная характеристика обучающегося;
демонстративно негативное отношение к обучающемуся.
Слайд 23
Адекватное понимание меры своей ответственности за провокацию насилия в образовательном
учреждении, позволит
школе реализовать идеи ненасильственного обучения и воспитания:
Во-первых, помнить, что нарушения дисциплины, агрессивность, и т.д. – это важнейшие проявления, свидетельствующие о том, что ребенок не подчиняется принудительной) системе школьных занятий.
Слайд 24
Во-вторых, необходимо постоянно заинтересовывать школьников учебным
материалом, давать им возможность проявлять спонтанность и самостоятельность, а так же приобретать навыки эффективного общения и кооперирования.
В-третьих, не требовать работы от учеников, а работать вместе с ними. Дать учащимся возможность перенять рабочую позицию путем идентификации себя с (любимым) учителем, а не путем исполнения (абстрактных) требований «сверх - Я», проявляющихся в процессе педагогического манипулирования.
Слайд 25
Есть старинная мудрость:
«Прежде чем сказать – посчитай до десяти.
Прежде чем
обидеть – посчитай до ста.
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи».
Учитесь владеть собой!
Слайд 26 Дети – главный подарок для мира,
С ними чудесней земная
картина.
Всё понимают, берутся за всё
Лучшее с ними людское житьё.
Частенько слабы, неумелы их руки,
Но некогда думать ребятам о скуке.
В движеньях, заботах их время
проходит,
Удача к усердным с годами приходит.
В детские годы мечты расцветают,
Взрослые часто об этом не знают.
Надо детишкам права объяснить,
Многому надо их обучить.
Мир станет лучше на нашей планете,
Если счастливыми будут все дети!
Виктор Павлов