Слайд 1Психологическое сопровождение участников образовательных отношений в период подготовке к ОГЭ и
ЕГЭ
Кабыжакова Н.В.
психолог МБОУ «Райковская СОШ им. Н.И.Носова»»
Слайд 2Виды готовности выпускников: информационная, предметная и психологическая.
Симптомы экзаменационного стресса
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:
усиление
кожной сыпи
головные боли
тошнота
«медвежья болезнь» (диарея)
мышечное напряжение
углубление и учащение дыхания
учащённый пульс
перепады артериального давления
Слайд 3Симптомы экзаменационного стресса
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:
чувство общего недомогания
растерянность
паника
страх
неуверенность
тревога
депрессия
подавленность
КОГНИТИВНЫЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) СИМПТОМЫ:
чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете
неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)
воображение отрицательных последствий, неудачи на экзамене
кошмарные сновидения
ухудшение памяти
снижение способности к концентрации внимания, рассеянность
Раздражительность
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:
стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену
избегание любых напоминаний об экзаменах
уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период
вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах
увеличение употребления кофеина и алкоголя
ухудшение сна
ухудшение аппетита
Слайд 4Цель данной программы: психологическая подготовка участников образовательных отношений в период подготовки
к итоговой аттестации.
Задачи:
1.Повышение сопротивляемости стрессу.
2.Отработка навыков поведения на экзамене.
3.Развитие уверенности в себе.
4.Развитие коммуникативной компетентности.
5.Развитие навыков самоконтроля.
6.Обучение приемам эффективного запоминания
8. Обучение методам работы с текстом.
Слайд 5Психодиагностический блок
Анкета по психологической готовности выпускника школы к сдаче итоговой
аттестации
Стресс- тест
Тест на выявление экзаменационного стресса
Тест на “Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний”
Ваш способ восприятия информации (визуал, кинестетик, аудиал)
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)
Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)
ТЕСТ "ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА" (А. Белов) и другие
Слайд 7Диагностика слуховой памяти «10 слов»
дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза,
утка, обруч,
мельница, попугай, листок.
При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.
Слайд 8Основные
компоненты
режима дня
школьника
сон
пребывание
на свежем
воздухе
(прогулки)
учеба в школе, занятия дома
игровая
деятельность
по интересам
отдых по интересам
личная гигиена
питание
помощь по дому
Слайд 9Методы и техники, используемые в занятиях:
- Мини- лекции;
- Психологически игры;
- Тренинги;
-
Ролевые игры.
- Дискуссии.
- Релаксационные методы.
- Метафорические притчи и истории.
- Психофизиологические методики.
- Телесно-ориентированные техники.
- Диагностические методики.
Слайд 10ПРОГРАММА
Таким образом, реализации программы включает в себя работу со
старшеклассниками, педагогами и родителями и состоит из следующих этапов:
- формулирование целей деятельности,
- подбор адекватных методов и проведение психологического исследования,
- разработка (адаптация) и реализация мероприятий программы,
- итоговая психодиагностика,
- определение результативности и внесение корректив.
Слайд 12АНКЕТА
по психологической готовности выпускника школы к сдаче итоговой аттестации
Инструкция:
Заканчивается учебный год.
Впереди Вас ждут экзамены. Оцените свою готовность к итоговой аттестации.
Я точно определился с выбором экзаменов.___________________________
________________________________________________________________
Я боюсь экзаменов.
Особенно переживаю по поводу экзамена по следующему предмету …..
_______________________________________________________________
Я уверен в своих силах и смогу легко справиться с заданиями экзамена.
Я уделяю много времени для самостоятельной подготовки к выпускным экзаменам.
Для подготовки к экзаменам мне нужна помощь (учителя, родителей, психолога и др.)_____________________________________________________________
Я регулярно посещаю консультации по предметам …
_________________________________________________________________
Я хорошо представляю, как проходит процедура проведения экзамена.
Я всегда могу обратиться и получить помощь к учителю ….
_______________________________________________________________
Я знаю способы снятия тревожности, стресса.
Я хочу / мне не нужно, чтобы со мной провели тренинги, упражнения на снятие тревожности, стресса.
Слайд 13Как преодолеть стресс перед экзаменом?
1) Правильно организуйте свои занятия. Не
приковывайте
себя к письменному столу на 24 часа в сутки. Через 2-3 часа вы с гарантией перестанете
понимать, что читаете. Поэтому обязательно
чередуйте работу с отдыхом.
Слайд 14Антистрессовая релаксация
(рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)
Лягте (в крайнем случае - присядьте)
поудобнее в тихом, слабо освещённом помещении; одежда не должна стеснять ваших движений.
Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: "Вдох и выдох, как прилив и отлив". Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.
Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чём не думайте.
Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног, через икры, бёдра, туловище головы. повторяйте про себя: "Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит".