Слайд 1
Особенности организации психологического сопровождения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью в соответствии
с требованиями ФГОС О УО (ИН).
Педагог-психолог Швечкова Л.В.
Слайд 2«Педагогика слепа без психологии,
а психология мертва без педагогики»
Е. А.Ямбург
Слайд 3Цель психологического сопровождения: комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и ученических коллективов в
образовательном процессе, способствующего развитию личности школьника, подержанию и укреплению психологического здоровья детей, их нравственного, умственного и эмоционального развития, формированию способности к успешной социализации в обществе, к профессиональному и личностному самоопределению в условиях введения ФГОС О УО (ИН).
Слайд 4Психокоррекционная работа включает в себя основные направления:
1. Диагностическая работа
2. Коррекционно-развивающая
работа
3. Консультативная работа
4.Информационно-просветительская работа
Слайд 5Основные задачи коррекционно–развивающей области (психокоррекция):
Формирование учебной мотивации;
Стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов;
Гармонизация психоэмоционального процесса;
Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
Формирование продуктивных видов взаимоотношений в семье, классе. Повышение социального статуса ребёнка в коллективе;
Формирование и развитие навыков социального поведения.
Слайд 6
«Психокоррекционные занятия». Целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого
объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— стимуляция сенсорно-перцептивной деятельности;
— стимуляция развития мнемических и интеллектуальных процессов;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
—совершенствование мелкой моторики.
Слайд 7«Я – ученик». Цель: обеспечение психологической адаптации первоклассников к школьному обучению в
условиях введения ФГОС О УО (ИН) и профилактика школьной дезадаптации, возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса.
2.Формировать у первоклассников адекватное представление о школьной жизни и развивать у детей позицию школьника, положительное отношение к школе; помочь детям принять правила и нормы поведения в школе;
3. Обучать детей навыкам сотрудничества и расширять социальный опыт и социальные контакты обучающихся;
5. Формировать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы.
Слайд 8БУД:
Личностные учебные действия:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
овладение начальными навыками адаптации, расширение кругозора, знаний об окружающем мире;
осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
проявлять любознательность, наблюдательность, способность замечать новое;
наличие мотивации на развитие, совершенствование, к творческому труду, работы на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
адекватные представления о собственных возможностях, адекватно эмоционально реагировать на успех, неудачу;
ценить и принимать базовую ценность «здоровье», «добро», «семья», стремиться к соблюдению режима дня школьника.
Слайд 9БУД:
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (педагог –
ученик, ученик – ученик, ученик – класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и психологом;
проявлять толерантное отношение к другим, уважительно относится к иному мнению;
обращаться за помощью и принимать помощь;
проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание во взаимодействии, стремление оказать помощь более слабым.
Слайд 10БУД:
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
проявлять дисциплинированность
в школе, адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
ориентироваться в пространстве кабинета (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, иметь адекватные представления о собственных возможностях, адекватно оценивать результаты выполнения задания;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
активно включаться в групповые игры, принимать и соблюдать правила игры; эмоционально раскрепощаться.
Слайд 11БУД:
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо –
родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием коррекционного курса и для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (завязывание узелков, шнуровка, письменные навыки, обогащение словарного запаса и т.д.).
Слайд 12Роль психолога в условиях введения ФГОС О УО (ИН)
индивидуализация образования;
учёт
индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся;
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;
формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни
интеграция в общее образовательное пространство детей с интеллектуальными нарушениями;
формирование коммуникативных навыков ;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности.
Слайд 13Проблемы:
Недостаточная просвещенность педагога-психолога в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения
развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН).
2. Отсутствие рекомендуемых специализированных надёжных и валидных диагностических методик.
3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности БУД у обучающихся.
Слайд 14Источники:
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (ГБОУ НСО «КШИ»).
Степанов, Е.Н. Изучение и оценка личностных результатов школьников в соотвествии с требованиями ФГОС. Методики/ Е.Н. Степанов. – Волгоград: Учитель, 2016.