Слайд 1Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения
в образовательном учреждении
Могилова Инна Валериевна,
методист МБУ ДПО «ИМЦ»
Слайд 2 принцип личностно-ориентированного обучения
принцип междисциплинарного подхода
принцип вариативной развивающей среды
принцип
вариативной методической базы обучения и воспитания
принцип самостоятельной активности ребенка
принцип семейно-ориентированного сопровождения
принцип активного включения всех участников образовательного процесса
ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИИ
Слайд 4Психолого-педагогическое сопровождение –
психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном
этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.
Слайд 5Принципы
психолого-педагогического сопровождения
Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря
чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
Индивидуальный подход. Им руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
Слайд 6Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения
То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного
образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Междисциплинарный подход:
опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка;
единое календарно-тематическое планирование;
проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.
Слайд 7Основные направления деятельности педагога-психолога
Психодиагностика.
Психологическое просвещение.
Психологическая профилактика.
Психологическая реабилитация.
Психологическое консультирование.
Развивающая и психокоррекционная
работа.
Слайд 8Роль педагога-психолога
создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые
классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.
психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новому в профессии.
Слайд 9Суть психологической работы
снятии нервно-психического напряжения;
коррекции самооценки;
развитии психических функций -
памяти, мышления, воображения, внимания;
преодолении пассивности;
формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;
преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков
Слайд 10Психологическая реабилитации —
это воздействие на психическую сферу инвалида, на преодоление
в его сознании страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса «калеки», укрепление активной личностной позиции.
Слайд 11содержание психологической реабилитации
социально-психологическое консультирование;
психодиагностика и обследование личности;
психологическая коррекция;
психологические тренинги;
психологическая помощь и поддержка;
социально-психологический патронаж;
проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
психопрофилактическая работа.
Слайд 12Методы психологической реабилитации
беседы,
индивидуальные психологические консультации,
психологическую помощь в трудных ситуациях
(немедицинская психотерапия),
ролевые игры,
тренинговые упражнения,
группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей.
Слайд 13Классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова
Дети с особыми образовательными потребностями:
дети с
нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
дети с нарушением речи (логопаты).
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
дети с умственной отсталостью
дети с задержкой психического развития.
дети с нарушением поведения и общения
дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА
дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 15Нарушения развития и нарушения здоровья
Особенности развития детей с церебральным параличом (ДЦП)
Дети
с задержкой психического развития (ЗПР)
Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Дети с нарушением зрения
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СГДВ)
Слайд 16Обучающиеся с ОВЗ:
- диагностика проблем ребенка с ОВЗ;
- определение образовательного маршрута
ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии;
- составление индивидуального маршрута развития ребёнка;
- проведение коррекционно-развивающих занятий;
- оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации и др.
Слайд 17Обучающиеся
(нормативно развивающиеся)
- групповые и индивидуальные занятия нормально развивающихся детей с
целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- совместное участие в выступлениях образовательного и творческого характера как в рамках ОУ, так и вне его;
- привлечение здоровых детей к оказанию помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и режимных моментах.
Слайд 18Сопровождение педагогов
Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования :
эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость,
толерантность (терпимость), эмпатия,
готовность к эмоциональному принятию детей с ОВЗ,
положительная мотивация к работе с детьми с ОВЗ,
организация педагогического процесса, отработка механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса
Слайд 19способы включения:
1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят
в классе»;
2) включать их в те же виды активности, хотя ставить разные задачи;
3) вовлекать учеников в групповые формы работы и в групповое решение задач;
4) использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Слайд 20Основные психологические «барьеры»
страх перед неизвестным,
страх вреда инклюзии для остальных участников
процесса,
негативные установки и предубеждения,
профессиональная неуверенность учителя,
нежелание изменяться,
психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Слайд 21Сопровождение педагогов
- групповые занятия в активных формах с педагогическими коллективами школ
с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- групповые и индивидуальные консультации педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного обучения.
Слайд 22Психолого-педагогическое сопровождение родителей
выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных
ресурсов.
психолого-педагогическое образование
преодоление социальной беспомощности
групповые и индивидуальные консультации родителей (законных представителей) детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования;
проведение совместных занятий (ребенок, педагог, родитель (законный представитель));
фото/видео фрагменты занятий, праздников, досугов, режимных моментов в ОУ с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения детей с ОВЗ;
обмен опытом семейного воспитания и обучения детей с ОВЗ;
домашнее видео, как отчет родителей (законных представителей) о работе с ребенком в домашних условиях.
Слайд 23Психолого-педагогическое сопровождение родителей
консультирование, организацию Школ для родителей, Семейных клубов и
др.
преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности,
обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов,
общения с другими родителями в рамках групповой работы.
принятие на себя ответственности за воспитание и развитие своего ребенка.