Слайд 1МБОУ
«Залесская школа» Симферопольского района
Семинар практикум по теме:
«Психологические средства формирования и
развития, коммуникативных УУД у обучающихся подростков»
Педагог-психолог
Черныш Алена Алексеевна
Слайд 2«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы
сделать его способным развиваться дальше
без
помощи учителя»
Элберт Хаббарт.
Слайд 3Универсальные учебные действия
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает
полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Слайд 4Системно-деятельностный подход
предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение),
выделение универсальных учебных действий, формирующих компетенции, знания, умения и навыки. Развитие универсальных учебных действий, «помогающая ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли»
Слайд 5Функции:
предоставление ученикам самостоятельного выполнения деятельности учения, выбора и применения нужных ресурсов
и способов их достижения, постановка учебных целей, регулирование и оценивание процесса и результата работы;
создание благоприятной атмосферы условий для развития личности и её самореализации, стремления к беспрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности существования в поликультурном обществе, высокой профессиональной и социальной мобильности;
обеспечение результативного усвоения знаний, умений, навыков и освоение компетентностей в любой предметной области познания
Слайд 6Характер ууд проявляется:
носят надпредметную, метапредметную направленность;
предоставляют целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития и саморазвития учащегося;
лежат в основе организации, регуляции любой деятельности ученика независимо от особенностей учебного предмета;
обеспечивают связь всех ступеней образования;
создают условия для изучения учебного содержания и формирования познавательных способностей ученика.
Слайд 7три группы планируемых результатов
. Предметные универсальные учебные действия – лежат в
основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.
Слайд 8Коммуникативные уУД, коммуникативные компетенции
Одно из ключевых компетентностей является
коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию личности в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать целей устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания. Разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п) других людей.
Слайд 9КК – коммуникативные навыки позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила
жизни в обществе, термин «компетенция» означает круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает знаниями, опытом.
КК как знание норм и правил общения, владение ее технологий, является составной частью более широкого понятия «Коммуникативный потенциал личности».
Слайд 102 составляющие:
Коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение
к способу общения,
Коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнера в общении, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения.
Слайд 12коммуникативной культуре личности включает:
творческое мышление
культура речевого действия
культуру психоэмоциональной регуляции своего состояния
культуру
жестов и пластики движения
культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению
культуру и эмоции.
Слайд 13Виды коммуникативный действий
проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками ;
разрешение
конфликтов ;
регулирование действия партнера;
способность точно и правильно формулировать свои идеи.
Слайд 14Аспекты коммуникативных действий
Слайд 15Показатели сформированности ууд
Полнота действия;
Разумность действия;
Сознательность;
Обобщенность;
Критичность.
Слайд 16Уровень выполнения действия может выступать в трех основных формах действия:
в форме
реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;
действие в словесной или речевой форме;
действие в уме — умственная форма действия.
Слайд 17Приёмы формирования коммуникативных УУД :
Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
Обращать
своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Слайд 18Методы группового обучения общению.
дискуссионные методы;
игровые методы;
сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и
восприятие себя как психофизического единства)
Слайд 19Методики диагностики:
Определение коммуникативных потенциалов личности и обобщенных показателей малой группы;
Диагностика
степени развития социально ценных коммуникативных качеств и опыта;
Оценка сформированности коммуникативного контроля;
Диагностика коммуникативной эффективности в различных видах деятельности личности и группы и др.
Слайд 20«Диагностика коммуникативного контроля» (М.Шнайдер)
«Тест коммуникативных умений Михельсона»
«Диагностика коммуникативной социальной компетентности»
«Коммуникативные и
организаторские способности»
«Диагностика коммуникативной толерантности» и др.