Презентация, доклад на тему Психологические особенности обучающихся, имеющих нарушения волевой сферы, ЗПР, гиперактивность

Содержание

Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Задержка темпа может иметь обратимый характер.Основные черты:1.

Слайд 1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»
Психологические особенности обучающихся, имеющих нарушения волевой сферы,

задержку психического развития, гиперактивность
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»Психологические особенности обучающихся, имеющих нарушения волевой сферы, задержку психического развития, гиперактивность

Слайд 2 Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в

целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.
Задержка темпа может иметь обратимый характер.
Основные черты:
1. повышенная истощаемость и в результате - низкая работоспособность,
2. незрелость эмоций,
3. слабость воли,
4. психопатоподобное поведение,
5. ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, не сформированность навыков интеллектуальной деятельности. 
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка.

Определение задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных,

Слайд 3
Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные

органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, при родовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка.
Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к не грубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. 
  








Причины ЗПР

Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть

Слайд 4 ЗПР подразделяется по следующим принципам:
ЗПР конституционального происхождения
Трудности

обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой
сферы и личности в целом.
ЗПР психогенного происхождения.
Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в следующих случаях:
Недостаточная опека, безнадзорность. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Гиперактивность.
Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность.
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Это наиболее часто встречающийся вариант. Дети шумные и подвижные; а наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность.

Классификация К. С. Лебединской

ЗПР подразделяется по следующим принципам:ЗПР конституционального происхождения  Трудности обучения в младших классах связаны с

Слайд 5Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоционально-волевом развитии:
1) неустойчивость эмоционально-волевой

сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;
2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;
появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

Описание расстройств эмоционально-волевой сферы

Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоционально-волевом развитии:1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на

Слайд 6
У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является

одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за не сформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.
Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.
У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной

Слайд 7
Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с

ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая через неуспеваемость ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще — в различных формах нарушения поведения.
По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы (явлений психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений), приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и поэтому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития.
Наиболее общие принципы нашей работы с этой категорией детей следующие:
•осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;
•предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности). В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
•предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;
•уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;
•проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
Этими принципами руководствуются педагоги, работающие с детьми с задержкой психического развития.

Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою

Слайд 8

− планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной – развивающей работы на

основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития;
− разработка программы и содержания коррекционных – развивающих занятий, выбор формы коррекционно – развивающей работы (индивидуальная или групповая). Отбор методик и техник коррекционной - развивающей работы, планирование форм участия родителей в коррекционной – развивающей программе;
− организация условий осуществления коррекционной - развивающей программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Обсуждение плана  коррекционно – развивающей программы с педагогами, администрацией нашей школы;
− реализация коррекционной – развивающей программы. Проведение коррекционных – развивающих занятий с детьми в соответствии с данной программой. Контроль динамики хода данной работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации общеобразовательного учреждения о промежуточных результатах коррекции и развития . Внесение необходимых корректив в программу работ.
− оценка эффективности коррекции и развития . Оценка результатов коррекционной - развивающей программы с точки зрения достижения планируемых целей. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования на определенный промежуток учебного времени, кураторам является классный руководитель. Обсуждение итогов коррекционной - развивающей работы с родителями, педагогами, администрацией общеобразовательного учреждения.




Основные этапы коррекционно – развивающей работы:

− планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной – развивающей работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и

Слайд 9первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей

эмоциональной сферы детей;
направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных
реакций и состояний детей;
3) рекомендации родителям по осуществлению коррекционно-воспитательных воздействий на детей;
заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного –
развивающего воздействия.
Психодиагностические исследования особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР могут осуществляться с использованием следующих методик:
- «Цветовой тест отношений» (Цель: изучение характера эмоциональных отношений);
- «Личностная агрессивность и конфликтность» (шкалы обидчивости и мстительности, шкала вспыльчивости; Цель: определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность);
- «Эмоциональная эмпатия» В.В. Бойко
(Цель: определение уровня сформированности эмоциональной эмпатии);
- методика определения уровня личностной тревожности Спилбергера-Ханина
(Цель: изучение уровня личностной тревожности, может быть использована в работе с
подростками);
- тест школьной тревожности Филлипса
(Цель: определение уровня тревожности ребёнка).

Структура коррекционно - развивающей программы включает в себя:

первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей    эмоциональной сферы детей;направленное коррекционное воздействие с целью

Слайд 10Занятие 1. Как видит себя ребёнок в окружающем мире?
Цель: дать возможность

ребёнку с помощью вербальных и невербальных приёмов объяснить окружающим своё понимание себя в окружающем мире.
Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана, маленькие призы.
Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше всего нравится.
Затем каждому ребёнку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нём больше всего привлекает.
После этого каждому ребёнку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С детьми договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.
В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекало их в манере общения того или иного сказочного персонажа.
Занятие 2. Умею ли я слушать другого человека.
Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребёнка в отношениях с другими людьми.
Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.
Порядок проведения. Детям рассказывается сказка о том, как жили-были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети), а потом каждому ребёнку даётся возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения сказочных героев. Затем, включая благозвучную и спокойную музыку, он воспроизводит позитивные формы общения. После этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также одобрить положительное эмоциональное реагирование детей.

Коррекционно – развивающие занятия

Занятие 1. Как видит себя ребёнок в окружающем мире?Цель: дать возможность ребёнку с помощью вербальных и невербальных

Слайд 11Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку.
Цель: формирование эмпатических реакций ребёнка .

Порядок проведения. Задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом себя. По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать  о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.
В заключение психолог даёт задание детям  похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.
Занятие 4. Роли, которые играют люди.
Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта .Стимульный материал: разные атрибуты – шапочка доктора, указка учителя, кисточка художника и т.д.
Порядок проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.
Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.
Занятие 5. Где мне сесть?
Цель: сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения . Порядок проведения. На открытом пространстве детям предлагается приблизиться друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их объяснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они при этом испытывают, и что изменилось. Выбрав наиболее комфортное пространственное размещение, дети должны объяснить, какое эмоциональное состояние они испытывают на различных дистанциях общения. 

Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку.Цель: формирование эмпатических реакций ребёнка . Порядок проведения. Задание состоит в том,

Слайд 12  Можно отметить следующее, эмоциональная сфера детей с ЗПР характеризуется повышенной

тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, нарушенной направленностью на сферу межличностных отношений, сниженным эмоциональным фоном, преобладанием негативных переживаний – проводимая работа позволяет преодолеть все эти патологии.     Состояние эмоциональной сферы детей с ЗПР во многом обусловлено нарушением эмоционально – личностных связей с близкими взрослыми –хорошо если удаётся привлекать взрослых ( родителей) в работу, тем самым улучшив микроклимат в семьях учащихся.
 В целом система проведённой работы способствует:
- развитию мотивационно – потребностной сферы детей с ЗПР;
- преодолению познавательного и эмоционального эгоцентризма. Ребёнок, принимая роль персонажа, учитывает особенности его поведения, его позицию – это способствует развитию самосознания и самооценки;
- развитию произвольного поведения. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, дети подчиняют свои собственные желания и действия в соответствии с социальными образцами, что помогает им постигать и учитывать нормы и правила поведения;
- развитию умственных действий. Театральные занятия влияют на формирование плана представлений, способствует развитию творческих способностей и возможностей детей с ЗПР;
- обогащение процесса коммуникации детей с ЗПР, способствует формированию связной речи за счёт активного использования эмоционального пласта лексики в различных ситуациях общения.

Предполагаемые результаты коррекционно - развивающей работы

 Можно отметить следующее, эмоциональная сфера детей с ЗПР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, нарушенной

Слайд 13Заключение:

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную

адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития, с нарушениями волевой сферы, гиперактивные – многочисленная категория, разнородная по своему составу.
Дети с вышеуказанными нарушениями являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп нашего образовательного учреждения. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей в школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.
При задержке психического развития (ЗПР) нарушения проявляются очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искажённо.
Нарушенной оказывается эмоционально-волевая сфера детей, что отражается на социальном поведении, на межличностных контактах, приводит к трудностям социальной адаптации.
Однако очевидно, что коррекция эмоционально-волевой сферы без системы целенаправленного формирования коммуникативных навыков, коррекции эмоциональной сферы не приводит к желаемому результату.

Заключение:  Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети

Слайд 14
Традиционно основной задачей психокоррекционной работы школьного психолога является смягчение

эмоционального-волевого дискомфорта у ребенка, повышение его активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных волевыми нарушениями, таких как агрессивность, гиперактивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период.
В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.



Традиционно основной задачей психокоррекционной работы школьного психолога является смягчение эмоционального-волевого дискомфорта у ребенка, повышение его

Слайд 15
Детям с волевыми нарушениями, ЗПР, гиперактивным - свойственна

низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции для них трудны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу четко и конкретно.
Высокая степень истощаемости детей с волевыми нарушениями, ЗПР, гиперактивностью может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
Необходима работа по постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведения.
Однако для детей с ЗПР, гиперактивностью накопление эмоциональных образов, развитие эмоционально-волевого контроля является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у них отклонений. У детей данной категории отмечается незрелость переживаний и своеобразие эмоциональной регуляции поведения.
Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения.
Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.
Детям с волевыми нарушениями, ЗПР, гиперактивным - свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо

Слайд 16Спасибо за внимание! Успехов в работе!

Спасибо за внимание! Успехов в работе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть