Слайд 1Психологическая профилактика насилия и жестокости в детских коллективах
Слайд 2Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело», о девочке Лене Бессольцевой,
которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников.
Все это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое. Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы. Еще один факт, который обращает на себя внимание, и делает данную проблему острой, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали все чаще принимать участие в физическом буллинге.
Слайд 3Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде
массовой травли человека в коллективе.
Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».
Слайд 4Буллинг – травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими
детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложной ситуации может принять некоторые черты групповой преступности.
Слайд 5Главные компоненты буллинга:
Это агрессивное и негативное поведение.
Оно осуществляется регулярно.
Оно происходит в
отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
Это поведение является умышленным.
Слайд 6Виды буллинга:
Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к
ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек.
Слайд 7Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее
психологическую травму путем словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.
Виды буллинга:
Слайд 8Одним из подвидов буллинга является кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет,
социальные сети, электронную почту, телефон и через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в Интернет).
Слайд 9Чего не надо делать в случае травли
Ждать, что само пройдет. Проблема
сама по себе не разрешиться, о ней нужно говорить.
Искать причины и объяснения. Можно долго искать причины и факторы, вызывающие какую-то болезнь, но нельзя делать это вместо помощи тем, кто страдает уже сегодня.
Считать травлю проблемой только жертвы.
4. Считать травлю проблемой личностей, а не группы.
«Козлом отпущения» может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особенным. Каждый из нас может оказаться на месте жертвы.
5. Давить на жалость.
6. Принимать правила игры. Ситуация травли сдвигает «точку нормы». Через какое-то время всем кажется, что так и надо, «таких» и надо травить, а как же иначе – ведь они «такие».
Слайд 10Что нужно сделать
Если вы знаете, что такая проблема есть в классе
(школе), о ней незамедлительно нужно сообщить классному руководителю, психологу, директору или своим родителям. Даже если эта ситуация вас напрямую не коснулась.
Слайд 11«Как остановить насилие в киберпространстве. Юридические аспекты»
Слайд 13К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное,
чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности. Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.
Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.
Слайд 14Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила
силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют лживые слухи. Для того, чтобы наказать зачинщиков интернет-травли, достаточно сделать скриншот переписки, а если виновник успел удалить эту переписку, то её можно очень легко и быстро восстановить с помощью специалистов. Оскорбление и унижение человеческого достоинства такими путями на сегодняшний день доказуемо и ответственность за клевету понесут родители или иные законные представители виновного.
Слайд 15Теперь хочется обратиться к детям:
1. Если вас травят в школе, обзывают,
портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.
Помните, всегда есть люди, неравнодушные люди, которым можно доверять!!!
Слайд 16В случае возникновения подобных ситуаций, можно обратиться на сайт, указанный в
ролике, позвонить в Службу Телефон доверия, анонимно, конфиденциально: 8-800-2000-122. В Центр «ЛИРА» 2-92-04. Старше 14 лет учащиеся могут обращаться самостоятельно.
Все решаемо! Выход есть всегда!