Презентация, доклад на тему Психологическая помощь педагогам в работе с особенными детьми (элементы нейрокоррекции).

Содержание

ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ1. Дети с ОВЗ - имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. 2. Дети с РАС - испытывающие огромные трудности во взаимодействии с другими людьми,

Слайд 1Психологическая помощь педагогам в работе с особенными детьми (элементы нейрокоррекции).

Материал подготовлен

психологом МОУ «Дмитровская гимназия «Логос» Л.В.Коныжевой
29.08.16
Психологическая помощь педагогам в работе с особенными детьми (элементы нейрокоррекции).Материал подготовлен психологом МОУ «Дмитровская гимназия «Логос» Л.В.Коныжевой29.08.16

Слайд 2ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ
1. Дети с ОВЗ - имеющие различные отклонения психического или физического

плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
2. Дети с РАС - испытывающие огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.
3. Гиперактивные дети (дети с СДВГ) – не могут сохранять усидчивость и работоспособность в течение урока, трудности с обучением возникают из-за быстрой истощаемости, они не могут усвоить учебный материал в полном объеме. По той же причине такие дети нарушают дисциплину, быстро переходят в разряд «хулиганов».
4. Леворукие дети - при «компенсаторной» леворукости неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти).
5. Одаренные дети - признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Как правило у таких детей к школе не формируется навык рутинной работы, добывание знаний кропотливым трудом, им все дается легко, поэтому часто академические успехи могут ухудшаться, и потеря места лидера приводит к тяжелым психологическим последствиям + «двойная исключительность».  

ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ1. Дети с ОВЗ - имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития,

Слайд 3ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ
 6. Дети с нарушенной социальной адаптацией (например, из неблагополучных семей)
    В первую

очередь у этих детей выраженные поведенческие проблемы. Дети с повышенной агрессией, которая выражается как в вербальной, так и в физической форме; не умеющие строить отношения с другими детьми и взрослыми, мотивация к обучению у них снижена. Семейные стереотипы неуважения к другим людям, неумение контролировать свои эмоции, переносятся этими детьми в "большой социум".
7. Дети, поменявшие страну проживания
 Это дети, плохо владеющие русским языком. Следует учесть, что приезжим детям приходится адаптироваться не только к новому детскому саду, но также и к новому городу, а в некоторых случаях и к новой стране.
8. Тревожные дети.
Тоже можно обозначить как детей с нарушением социальной адаптации, идущей из особенностей взаимодействия в семье.

ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ 6. Дети с нарушенной социальной адаптацией (например, из неблагополучных семей)    В первую очередь у этих детей выраженные поведенческие

Слайд 4НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ В РАБОТЕ С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Дифференциальная диагностика детей.
Психологическая

коррекция (индивидуально и в малых группах).
Индивидуальные консультации для педагогов.
Проведение родительских собраний, лекториев.
Проведение классных часов.
Семинары-практикумы для педагогов по приемам работы с особенными детьми.
Выступления на педагогических советах, педагогических консилиумах, посвященных данной теме.

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ В РАБОТЕ С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ.Дифференциальная диагностика детей.Психологическая коррекция (индивидуально и в малых группах).Индивидуальные

Слайд 5ЭЛЕМЕНТЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В СОПРОВОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Школьные методики обучения задействуют в

основном ресурсы недостаточно активного левого полушария и неполноценно используют возможности более активного правого полушария. Активное включение левого полушария в учебную деятельность и торможение правого, может вызвать у младшего школьника проявления учебного стресса, а именно:
Повышенная утомляемость,
Отвлекаемость и забывчивость
Сниженный эмоциональный фон
Беспокойство, раздражительность, агрессивность
Эти и другие проявления могут быть причиной возникновения невротических реакций.
Кроме того, много детей, имеющих логопедические проблемы, а именно:
фонетико-фонематическое недоразвитие речи
общее недоразвитие речи.
Эти проблемы в условиях увеличения учебной нагрузки, усложнения содержания, введения новых видов письменной и устной деятельности, увеличения темпа проявляются в новом качестве – дисграфии и дислексии. В этих случаях простое отрабатывание, заучивание, тренировка памяти, внимания не эффективны, поскольку не затрагивают первопричинных проблем – воздействуют на симптомы, а не на механизм, что ведет к переутомлению, учебным стрессам.


ЭЛЕМЕНТЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В СОПРОВОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИШкольные методики обучения задействуют в основном ресурсы недостаточно активного левого полушария

Слайд 6БЛОКИ МОЗГА
Первый – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга

(А.Р. Лурия): мозолистое тело, средний мозг, медиобазальные отделы правой лобной доли мозга, мозжечок, ретикулярная формация ствола, медиальные отделы правой височной доли мозга, таламус. 1 ФБМ участвует в энергетическом обеспечении психической деятельности, в первую очередь в динамической организации внимания, памяти, эмоционального состояния и сознания в целом. Регулирует простейшие эмоциональные (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационные состояния, а также воспринимает и перерабатывает интероцептивную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния.



БЛОКИ МОЗГАПервый – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга (А.Р. Лурия): мозолистое тело, средний мозг,

Слайд 7БЛОКИ МОЗГА
Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е.

исходящей из внешней среды) информации.
1 — теменная область (обще-чувствительная кора),
2 — затылочная область (зрительная кора),
3 — височная область (слуховая кора),
4 — центральная борозда
Первичные (проекционые) зоны данного блока принимают информацию и дробят ее на мельчайшие составные части, вторичные (проекционно-ассоциативные) зоны обеспечивают кодирование и синтез полученных данных, третичные же зоны лежат в основе совместной работы различных анализаторов и символической деятельности.

БЛОКИ МОЗГАВторой блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации.1 —

Слайд 8БЛОКИ МОЗГА
Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием

психической деятельности. Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга. Роль второго плана, более элементарную, однако необычайно важную, незаменимую с точки зрения генезиса указанных функций, — премоторные, а ведущую — префронтальные отделы (в первую очередь, левого полушария). Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования и прогнозирования человеком протекания психических процессов и своего поведения в целом. Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их реализации, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реа­гирование, детекция ошибок и своевременная коррекция. Сопоставление желаемого результата с полученным с вытекающими отсюда последствиями: удовлетворение продуктом и дебют следующей программы; неудовлетворенность и воспроизведение программы со всеми надлежащими мерами «коррекции и реабилитации». Девиз это­го уровня: «я должен».
БЛОКИ МОЗГАТретий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Здесь главную роль исполняют

Слайд 9Больше, чем 80% проблем развития детей связаны с расстройствами и повреждениями

головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития: во время беременности, в периоде родов, вследствие тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому, воздействие, прежде всего, должно быть направлено изначально не только на развитие высших психических функций, но и на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем этапе развития ребенка.
Одним из таких решений является организация сопровождения данной категории детей методами двигательной коррекции. Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в основном, на функционирование подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Кроме того они стимулируют формирование навыков произвольности, самоконтроля, саморегуляции, внимания, памяти, пространственных представлений.

Больше, чем 80% проблем развития детей связаны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних

Слайд 10МЕТОД ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ
Двигательная коррекция – метод, позволяющий наверстать когда –то упущенное

в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы и на их месте сформировать правильное движение. Этот метод также позволяет простимулировать развитие функций, связанных с движением, тех функций, которые в сложившихся условиях не имели возможности правильно сформироваться. Конечно, это не панацеей от любых нарушений развития, хотя и для детей с ДЦП некоторые упражнения будут полезны. В первую очередь, метод рассчитан на детей, которым невропатологи ставят диагнозы ММД, СДВГ, дислексия, дисграфия. Говоря простым языком, это легко отвлекающиеся, невнимательные, быстро возбуждающиеся и легко утомляющиеся дети, которые никак не научатся правильно читать; дети с неочень хорошей памятью, плохим почерком, эмоционально неуравновешенные, вечно не успевающие за темпом работы класса, знающие все правила, но не применяющие их ; дети, которые подолгу делают домашнее задание, неусидчивые, не очень ловкие. Часто родители таких детей говорят о них: «знаю, что он не глупый, он прекрасно знает, что нужно делать, но почему – то не делает ...».
Среди упражнений данного метода есть такие, которые эффективны и удобны для проведения их в обычных классах в рамках урока. Необходимо выполнять 2 принципа: непрерывности и систематичности; от простого к сложному + точное выполнение упражнений.

МЕТОД ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИДвигательная коррекция – метод, позволяющий наверстать когда –то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся

Слайд 11МЕТОД ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ
Эффективность упражнений заключается в следующем:
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле

зрения, улучшить восприятие; однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь, и поведение, активизируют процесс обучения.
Двигательные упражнения развивают общую и тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше нервных путей простраивается между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).
Перекрёстные движения способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность; успокаивают и способствуют концентрации внимания.
Релаксация телесная (растяжки) снимают мышечное напряжение, повышая уровень психической активности и работоспособности.

МЕТОД ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИЭффективность упражнений заключается в следующем:Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие; однонаправленные и разнонаправленные

Слайд 12ПЕРВЫЙ БЛОК.
Дыхание.
Упражнение “ Свеча”. Исходное положение – сидя за партой

или стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Упражнение “Старт”. Сделайте глубокий вдох. На выдохе ведите обратный отсчет: десять, девять, восемь…. Три, два, один, старт!! Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно на одном дыхании без добора воздуха. Прерывайте дыхание в паузах между произносимыми числами. Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Если не хватает дыхания до слова старт, начните отсчет с меньшего числа.
Растяжки.
Упражнение “Упрямая шея”. Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в “замок” на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение. Вернуться в исходное положение, расслабиться
Межполушарное взаимодействие.
Упражнение “Рисование двумя руками”. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем – в противоположную. Сначала рисуют прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем – разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
Произвольность.
“Глазодвигательные упражнения”. Движения по четырем направлениям и диагоналям. Совершается в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях.

ПЕРВЫЙ БЛОК. Дыхание. Упражнение “ Свеча”. Исходное положение – сидя за партой или стоя. Представьте, что перед вами

Слайд 13ВТОРОЙ БЛОК
Дыхание.
Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый,

десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев, таблица умножения, скороговорка.
Растяжки.
Упражнение “Сорви яблоко”. Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Тоже самое провести для левой руки.
Равновесие.
На одной ноге, с закрытыми глазами. На одной ноге, с закрытыми глазами, с движениями пальцев “колечко”.
Межполушарное взаимодействие.
Упражнение “Графический диктант”. Выполняется сначала одной рукой (правой и левой), а потом одновременно двумя.
Упражнение “Раскрашивание”. Возьмите цветной карандаш в правую руку, закрасьте первый ряд фигур тщательно. Потом поменять руку. По мере освоения упражнения раскрашивание проводить двумя руками.
Упражнение “Ухо-нос”. Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Произвольность.
Ведущий совершает рукой круговые движения по часовой стрелке, потом – против. Ребенок глазами отслеживает движение, при этом высунутым языком производит движения в противоположном направлении.

ВТОРОЙ БЛОКДыхание.Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление

Слайд 14ТРЕТИЙ БЛОК
Дыхание.
Вдох: ноги на ширине плеч, одна рука на животе, другая

на макушке. На выдохе: голову гладить круговыми движениями, по животу похлопывать. При выполнении всех упражнений чередуем руки.
Напряжение – расслабление.
Вытянуть вперед руки и как можно сильнее сжать кулаки, потом как можно сильнее растопырить пальцы рук.
Сцепить руки за спиной и с силой свести лопатки.
Поднять плечи как можно выше, «достать ими до ушей».
как можно сильнее открыть рот, после нескольких секунд напряжения медленно закрыть. Оскалить зубы; вытянуть губы в трубочку; наморщить нос; зажмурить глаза; открыть глаза как можно шире; надуть щеки.
Рисование.
Упражнение. Обводить одновременно двумя руками несложные отличающиеся контуры (грибок – правой рукой, домик – левой и т. д.)
Упражнение. Рисовать в тетради обеими руками одновременно разные геометрические фигуры (треугольник – левой рукой, квадрат – правой и т. д.)
Произвольность.
Стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая – ладонью вниз. Маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. Усложнение: смена ладоней через шаг, затем через два.
Упражнение “Колечки” (модификация). Пальцы совершают те же движения что и в упражнении «колечки», но в другом порядке: правая рука – 5-4-3-2-пальцы, левая рука –2-3-4-5 пальцы. Руки работают одновременно.
Упражнение “Движения с отставанием”. Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием в один шаг. Движения рук выполняются одновременно.

ТРЕТИЙ БЛОКДыхание.Вдох: ноги на ширине плеч, одна рука на животе, другая на макушке. На выдохе: голову гладить

Слайд 15 ЛИТЕРАТУРА:
“Обучение детей с учётом психофизиологии” А. Л. Сиротюк, Москва, “Творческий центр”

2001.
“Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения”, А. Л. Сиротюк. М.: Творческий центр, 2003.
“Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте” А. В. Семенович, Москва, “Академия” 2002.
“Сенсомоторная коррекция нейропсихологических дисфункций у детей с элективным мутизмом” В. А. Корнеева, С- Пб, 2007.

ЛИТЕРАТУРА:“Обучение детей с учётом психофизиологии” А. Л. Сиротюк, Москва, “Творческий центр” 2001.“Нейропсихологическое и психофизиологическое

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть