Слайд 1
МБОУ «СОШ п. Васильково»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
К ЭКЗАМЕНУ
Слайд 2Экзамен - стресс
Экзамен – это не просто проверка знаний, проверка знаний
в условиях стресса.
Стресс – это своего рода сигнал бедствия, который заставляет организм приготовиться «либо к бою, либо к бегству».
Одни ребята готовы отстаивать свои права на хорошую отметку. Другие суетливо листают учебник. Эти ребята заранее предчувствуют поражение и не могут даже прочитать вопросы.
Слайд 3
Существует три фазы реагирования организма на стресс:
Реакция тревоги (учащенный пульс, дыхание
и сердцебиение, головные боли, жалобы на боли желудка, повышенное потоотделение, неспособность сосредоточения, беспокойство, гнев, страх и т.д.).
Фаза сопротивления (организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии).
Реакция истощения (истощение жизненных сил, снижение уверенности).
Стресс – норма жизни. Главное – не доводить себя до третьей фазы.
Слайд 5«Трудности при
подготовке и сдаче ЕГЭ»
Познавательные
Личностные
Процессуальные
Слайд 6Познавательные трудности
Конечно, они связаны с тем, как Вы выучили материал, а
может с тем, насколько Вы хорошо знаете тот или иной предмет.
Слайд 7Причины познавательных трудностей:
Недостаточный объем знаний.
Недостаточная сформированность
навыков работы с тестовыми заданиями
Неспособность гибко оперировать
системой учебных понятий
предмета
Познавательные трудности
Слайд 8Познавательные трудности
Необходимые психические функции:
Высокая мобильность, переключаемость.
Высокий уровень организации деятельности.
Высокая
и устойчивая работоспособность.
Высокий уровень концентрации внимания.
Четкость и структурированность мышления.
Сформированность внутреннего плана действий.
Слайд 9Личностные трудности
Связаны с тем,
насколько
Вы уверены в своих силах.
Иногда
бывает так – Вы действительно
хорошо выучили материал, и вдруг на
экзамене возникает чувство, что все забыли,
в голове мечутся какие-то обрывки
мыслей, быстро и сильно бьется сердце.
Слайд 10Личностные трудности
Причины личностных трудностей:
Ощущение нового, «неизвестного».
Неуверенность в себе, заниженная
самооценка.
Отсутствие возможности получить поддержку взрослых.
Особенности характера.
Слайд 11Личностные трудности
Проявление личностных трудностей :
повышенный уровень тревожности
дезорганизация деятельности
снижение концентрации
внимания
слабая работоспособность
подверженность стрессам
возрастные особенности
Слайд 12Процессуальные трудности
В основном, связаны с незнанием условий и требований при
проведении экзамена:
ЧТО?
КАК?
КТО?
ПРАВИЛЬНО ЛИ?
НЕ ИЗМЕНИТСЯ ЛИ, ЧТО-НИБУДЬ?
???????????
Слайд 13Процессуальные трудности
Причины процессуальных трудностей:
Недостаточное знакомство с процедурой экзамена
Отсутствие четкой стратегии
деятельности
Отсутствие опыта и навыка подобной работы
Временные рамки
Слайд 14Процессуальные трудности
Виды процессуальных трудностей:
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов.
Трудности, связанные
с ролью взрослого.
Трудности, связанные с критериями оценки.
Незнакомое место.
Слайд 15СОДЕРЖАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ:
Учащиеся не умеют выделять смысловые части задания;
Не умеют планировать
собственную деятельность и распределять время на выполнение заданий;
Пропускают некоторые задания и / или их смысловые части;
Испытывают трудности выбора конкретного алгоритма работы с заданием;
Не умеют эффективно проверить правильность выполнения задания.
Слайд 16
КАК ПЛАНИРОВАТЬ
СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Во многом результат нашей деятельности зависит от
того, как мы относимся к тому, что мы делаем.
Взявшись за дело, прежде всего чётко сформулируй, что хочешь сделать (цель предстоящей деятельности).
Постарайся хорошенько понять, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
Отыскав один путь к цели, попытайся найти и другие: далеко не всегда самый очевидный вариант оказывается самым лучшим.
Сравни все варианты и, взвесив достоинства и недостатки каждого из них, выбери наилучший.
Слайд 17
6. Раздели предстоящую работу на этапы, наметив промежуточные цели, при этом
желательно хотя бы примерно определить длительность каждого этапа.
7. Старайся действовать строго по плану, постоянно сверяя свои действия с ним.
8. По окончании работы осмысли её результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их впредь.
«5 П»
1 П – просмотри текст (задание)
2 П – придумай к нему вопросы
3 П – пометь карандашом, подчеркни самые главные слова
4 П – попробуй пересказать задание, продумай план решения, запиши его
5 П – просмотри текст повторно для проверки своего ответа
Слайд 19Важно учесть «жаворонок» Вы или «сова»
Основная подготовка проводится
если «сова» -
вечером.
если «жаворонок»-днём,
Слайд 21Во время подготовки необходимо регулярно делать короткие перерывы
Слайд 22
УПРАЖНЕНИЕ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Ведущий читает текст, периодически постукивая карандашом по столу.
Задача участников – уловить смысл текста и количество постукиваний
Слайд 23
Особенности психологической подготовки
Упражнения :
Пейте воду
Употребление достаточного количества воды для повышения
энергетического уровня и улучшения мыслительных способностей.
Энергетическое подключение
массируйте точки под ключицами
массируйте точки над верхней и нижней губой.
Ходьба на месте
Это упражнение заставляет мозг переключаться в интегрированный режим работы. Выполняйте его когда вам становится трудно думать и действовать одновременно.
9
Слайд 24Упражнения:
.
4. Энергетическая зарядка
Помогает устранить тугоподвижность позвонков, улучшает координацию движений в целом.
10
5.
Слух
Массируя уши вы стимулируете множество
акупрессурных точек, что чрезвычайно благотворно сказывается на всем организме.
Слайд 25Упражнения:
6. «Сова»
Это упражнение позволяет снять напряжение в мышцах шейно-плечевого пояса и
увеличить амплитуду поворотов головы.
7. Ленивые восьмерки для письма
Трудно приступить к работе? Выписывайте восьмерки разных размеров на бумаге, столе, на доске. Всегда двигайтесь вверх.
8. Алфавитные восьмерки
Когда текст становится неразборчивым и вы заходите в тупик, попрактикуйтесь в написании алфавита вдоль края ленивой восьмерки. Это очень эффективное упражнение хорошо помогает при трудностях с чтением и письмом.
11
Слайд 26Упражнения:
9. Клеверный лист
Это упражнение является разминкой перед письмом или рисованием обеспечивая
интеграцию рук и глаз.
10. Зевание
Зевота способствует детаксикации организма стимулирует работу слезных потоков расслабляет все тело от макушки до пяток.
13
Слайд 27Некоторые упражнения для профилактики стрессоустойчивости
Упражнение Лесенка.
Подумай и напиши 5–10
ответов на вопрос “Что меня беспокоит и заставляет волноваться перед экзаменом?” (Например, “Большой объем материала по предмету”, “Экзаменационная оценка”, “Боюсь все забыть и перепутать” и т. д).
На обратной стороне листа нарисуйте лесенку, состоящую из 5–10 ступенек (сколько ответов – столько и ступенек). Расположите на ступенях свои ответы по силе волнения.
А теперь предлагаю попробовать подниматься по воображаемым ступенькам и учиться справляться с волнением. Для этого закройте глаза, визуально представьте ситуацию и попытайтесь расслабиться. Интересно кто сумеет добраться до самой верхней ступеньки, и справиться с волнением?
Слайд 28
Психологическая техника
“Созидающая визуализация”.
Нужно представлять себе процесс сдачи этого экзамена.
Визуализацию лучше всего делать перед сном, в расслабленном состоянии, лежа в постели, соблюдая следующие правила:
1. Представляемая сдача экзамена должна доставлять удовольствие. Это возможно только в том случае, если Вы представляете себе, что Вы замечательно выглядите, уверены в себе, хорошо владеете материалом.
2. Вы представляете весь процесс каждый раз по-разному: изменяете место действия, меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели).
Этот пункт упражнения очень важен. Он позволяет закрепить настрой на удачный результат, таким образом психологический эффект продолжает работать и в незнакомой обстановке.
4. У Вашей визуализации должен быть счастливый конец.
При самостоятельном выполнении это упражнение не составит для Вас трудностей.
Слайд 29Что делать?
Для того, чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в
своих силах, в себе. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь.
Как можно повысить свою уверенность? В этом поможет упражнение “Мои ресурсы”. Напишите свои сильные стороны и преимущества (как это сможет помочь на экзамене).
Необходимо также принять решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым. Например, для одного “сдать успешно” – означает получит 3, для другого – набрать минимум 91 балл. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии.
Слайд 30Тест “Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?”
За каждый положительный ответ начислите себе
по 1 баллу.
1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.
2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".
3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку".
4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.
6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
Слайд 31
7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
8. Мне трудно выступать перед классом.
9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.
10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.
12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.
Слайд 32Результат
Сложите набранные баллы.
0–4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы
готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
5–8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.
9–12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью. Не держите все в себе.
Слайд 33Накануне экзамена
С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как
можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, боевого настроя.
Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
Слайд 34Во время сдачи экзамена
Подыши, успокойся
Будь внимателен! (при заполнении бланка регистрации)
Соблюдай правила
поведения на экзамене!
Сосредоточься на тексте задания, торопись не спеша
Начни с легкого (войдешь в обычный ритм, освободишься от нервозности)
Пропускай трудные и непонятные места
Слайд 35
Читай задание до конца!
Думай только о текущем задании!
Запланируй два круга!
Угадывай!
Проверяй!!!!
Удачи тебе!!!!!!!!!!
Слайд 36
Желаем успешной сдачи экзаменов!