Слайд 1Психологическая готовность руководителей образовательных учреждений к внедрению инноваций. Быть или не
быть инклюзивному образованию в России
подготовила: ст.воспитатель
Баева И.В.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
462633 г. Гай Оренбургская область, ул. Ленина, д. 16, тел. (факс) 8(35362) 4-21-36
Слайд 2ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –ЭТО «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
Инклюзивное (включающее) образование –
это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование
Слайд 3Нормативно-правовая база, регулирующая организацию инклюзивных процессов ДОУ
- ФЗ «Об образовании в
РФ» (приказ от 29.12.2012 № 273- ФЗ);
- ФГОС ДО (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП-ОП ДО (приказ МОиН РФ от 30.07.2013 № 1014);
- Приказ об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ МОиН РФ от 20.09.2013 № 1082);
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (приказ от 17.11.2008 № 1662-р);
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Слайд 4Инклюзивное образование
– это признание ценности различий всех детей и их
способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку;
- это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Слайд 5Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 23.07.2013)
"Об образовании в Российской
Федерации«
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Слайд 6Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 23.07.2013)
"Об образовании в Российской
Федерации«
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Слайд 7ИДЕЯ ИНКЛЮЗИИ
Идея инклюзии подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению
в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка.
Слайд 8ЦЕЛЬ ИНКЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Инклюзивный подход в образовании актуализирует цель образования для всех
детей: приобретение академических знаний,
максимальная реализация способностей
или социализация и адаптация к жизни в обществе.
Слайд 9Принципы инклюзии
Принципы инклюзии формируют гуманистическую парадигму современного образования и новую модель
построения образовательных отношений
Слайд 10Принципы инклюзии
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
Слайд 11Принципы инклюзии
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 12ФЗ – 273
В Законе «Об образовании» впервые использовано понятие «особые образовательные
потребности обучающихся»
Слайд 13В соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ – 273 установлено:
« … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Слайд 14ФГОС ДО
С 1 января 2014 года был введен в действие в
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС ДО) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).
Слайд 15
Стандарт направлен на
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования
(ФГОС ДО, п. 1.5.2)
Слайд 16Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ФГОС ДО, п. 1.7.6)
Слайд 17ФГОС ДО
Содержание коррекционной работы:
Данный раздел должен содержать специальные условия
для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
(п. 2.11.2 ФГОС)
Слайд 18
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
- обеспечение коррекции
нарушений развития;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы;
- должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Слайд 19ФГОС ДО
(п. 3.2.2.)
Для получения без дискриминации
качественного образования
детьми с ограниченными
возможностями здоровья
должны быть
созданы необходимые условия
Слайд 20Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ
(из письма МОиН
РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»)
Под специальными условиями понимаются:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
Слайд 21Условия для успешной интеграции
Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
в среду здоровых сверстников, необходимо соблюдать следующие условия:
- нормативно-правовое обеспечение;
- создание развивающей предметно пространственной среды;
- программно-методическое обеспечение;
- кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств;
- психолого-педагогическое сопровождение.
Слайд 22Адаптированные программы
Для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях
должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей (для группы детей. Адаптированная общеобразовательная программа индивидуально для одного ребёнка.
Слайд 23Внедрение инклюзивной практики в ДОО
Слайд 24В образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:
- Наличие семей
с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.
- Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии.
- Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами.
- Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
- Возможность повышения квалификации педагогов.
Слайд 25Основная цель образовательного учреждения
обеспечение условий для совместного
воспитания и образования
детей с разными психофизическими особенностями развития
Слайд 26Задачи
- создание уютного, комфортного пространства для всех – создание среды, способствующей
гармоничному развитию личности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
- создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи.
Слайд 27
Вариативные формы инклюзивного образования
- Консультативный пункт
- Служба ранней помощи
-
Лекотека
- Группа развития «Особый ребенок»
- Инклюзивные группы
Слайд 28Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
- индивидуальные занятия со
специалистами;
- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
- совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
- прием пищи;
- дневной сон;
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Слайд 29Программное обеспечение
коррекционной работы
1.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова
Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.
2. Баряева Л.Б. и др. «Родник» - Программа социокультурного развития детей (для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). – СПб., 1997. Программа рекомендована в качестве программно-методических материалов для использования в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Научно-методическим советом по коррекционно-методическому направлению дошкольного образования Минобразования РФ (1997).
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». – М., 2005. Входит в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования.
Слайд 30Программное обеспечение
коррекционной работы
4. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей
логопедической группе детского сада. СПб., 2007. Программа рекомендована региональным экспертным советом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга.
5. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб., 2006. Программа рекомендована региональным экспертным советом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга.
6. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В 8 кн. М., 2001. Программа рекомендована Министерством образования РФ (1998).
7. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 1, Кн. 2. /Под ред. С.Г. Шевченко (программы и методические материалы). – М., 2005. Программы имеют гриф «Допущены Министерством образования РФ», включены в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий.
Слайд 31Программное обеспечение
коррекционной работы
8. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со
сложными (комплексными) нарушениями развития / Под ред. Л.А. Головчиц. – М., 2006. Программно-методический комплект рекомендован Управлением дошкольного образования Минобразования РФ к изданию с грифом «Допущено Министерством образования» (04.06.2002 г.)
9. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста /Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др. – М., 1991.
10. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко и др. – М., 1991.
Слайд 32Программное обеспечение коррекционной работы
11. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя
речи (для детей подготовительной к школе группы) /Г.А. Каше, Т.Б. Филичева.- М., 1978.
12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М., 2003. Программы рекомендованы Министерством образования РФ (2003).
13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: Программа и методические рекомендации для дошкольного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М., 2003. Программа и методические рекомендации входят в Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в ДОУ.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. – М., 1989. Программа и методические рекомендации входят в Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в ДОУ.
Слайд 33Корали Северс, 14 лет
«Пусть нет у меня ног, но чувства же
остались,
Я видеть не могу, но думаю все время,
Не слышу я совсем, но я хочу общаться,
Так почему же люди не видят моей пользы,
Не знают моих мыслей, общаться не хотят.
Ведь я способна думать,
Совсем как остальные,
О том, что окружает меня и всех других».