Слайд 1Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ №16» г.Братска
Чеховская Татьяна Анатольевна
Психологическая
безопасность
образовательной среды
Слайд 2Психологическая безопасность – это…
Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности.
Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.
Слайд 3Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность личности, означает
эффективное выполнение социальными институтами своих функций, направленных на удовлетворение потребностей, интересов, целей населения страны.
Слайд 4Понятие психологической безопасности не однородно
И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние
образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Г.В. Грачев понимает психологическую безопасность как «состояние защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе».
Слайд 5Только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к развитию личности
Отсутствие же условий безопасности приводит к
возникновению оборонительной тенденции,
порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним.
Внешнее сопротивление: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершаются так называемые нарушения дисциплины, непослушание, «акты неповиновения».
Внутреннее сопротивление: когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия.
Это сопротивление осложняет систему межличностных взаимоотношений, разрушая личностно каждого из участников процесса. Длительное эмоциональное напряжение провоцирует поиск деструктивных выходов из психотравмирующей ситуации.
Слайд 6 Основой внутреннего мира человека являются его неосознанные базисные убеждения относительно сущности
внешнего мира, и большинство людей конструируют собственный опыт через призму своих убеждений:
а) о доброжелательности окружающего мира;
б) о его справедливости и
в) о ценности и значимости собственного «Я».
Базисные убеждения дают ребёнку чувство защищённости и доверия к миру, а в дальнейшем – ощущение собственной неуязвимости.
Насилие в окружающей среде приводит к тому, что базисные убеждения, касающиеся позитивного Я-образа, доброжелательности окружающего мира и справедливых отношений между «Я» и ним, оказываются полностью или частично разрушены.
При создании условий психологической безопасности среды актуализируются возможности личности, повышается уровень толерантности к жизненным сложностям, конфликтам.
Слайд 7По данным многих отечественных и зарубежных авторов (И.А.Баева, Г.В. Грачев, Э.
Эриксон R.Johnson, M. Lipsey, H.M. Walker, B.J. Wise) психологическая защищенность детей выступает условием обеспечения адаптации,
развития социальной компетентности
и формирования в ребенке ориентации на позитивные отношения в социуме (стремление быть как все и со всеми),
ожидания социального принятия, поддержки, развития чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе (стремление к уникальности).
Слайд 8При этом важными параметрами формирования психологической безопасности будут выступать:
значимые привязанности,
связываемые с умением выстраивать эмоционально- близкие отношения;
состояние адаптированности (успешной адаптации), которое связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы, что означает переживание чувства психологической защищенности;
коммуникативная компетентность, как способность к выстраиванию эффективного общения, легкость в контактах;
внутренняя установка, связанная с готовностью действовать определенным образом, личностная позиция;
реальная безопасность окружающей среды.
Слайд 9По данным Баевой И.А. примерно в половине начальных школ и 75%
средних школ зафиксированы инциденты преступления и насилия (школьные антиобщественные отношения, высокий уровень агрессии, отвержение одноклассниками и преподавателями, неспособность регулировать эмоциональное поведение, соблюдать школьные правила).
По другим данным 30,1% из опрошенных детей как первоочередную проблему, с которой они сталкиваются в школе, указали унижения или жестокое обращение со стороны учителей,
21,2% указывали на деспотизм и подавление личности педагогами,
33,5% опрошенных детей испытывали жестокое обращение со стороны одноклассников.
Поэтому особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы.
Слайд 10Взаимодействие с педагогами (учащиеся)
Слайд 110 – совершенно не согласен
1 – скорее не согласен
2 – трудно
сказать
3 – скорее согласен
4 – полностью согласен
Слайд 12Психологическая защищенность во взаимодействии с педагогами (учащиеся)
Я чувствую себя защищенным от
унижения и оскорбления со стороны администрации и педагогов школы. – 2,3 балла ср. арифм.
От педагогов школы можно услышать угрозы в свой адрес. – 1,8 б.
В школе мне приходится подвергаться давлению и принуждению со стороны педагогов. – 1,3 б.
Слайд 13Взаимодействие учащихся школы (учащиеся)
Слайд 14Психологическая защищенность во взаимодействии с учащимися
Среди ребят нашей школы не принято
высмеивать друг друга и давать обидные прозвища. – 1,7 б.
Я чувствую к себе недоброжелательное отношение со стороны других ребят. – 1,2
Мне кажется, что некоторые ребята школы меня игнорируют. – 1,3
Слайд 15Психологическая защищенность учащихся
Слайд 16Психологическая комфортность (учащиеся)
Слайд 17Психологическая комфортность (учащиеся)
В школе у меня преобладает хорошее настроение. – 3,1
Если
у меня случаются неприятности в школе, я уверен(а), что всё разрешится благополучно. – 2,9
В школе я чувствую себя человеком. – 3,5
На уроках и во внеурочное время я редко испытываю чувство дискомфорта. – 2,4
Большую часть времени я хочу проводить со своими друзьями из школы. – 2,6
У меня есть взрослый человек в школе, которому я могу доверить свои секреты и встречу понимание и сочувствие. – 1,4
Слайд 18Психологическая удовлетворенность образовательной средой (учащиеся)
Слайд 19Психологическая удовлетворенность образовательной средой (учащиеся)
В нашей школе происходит много важных, интересных
и радостных событий. - 2
Наши педагоги всегда окажут помощь и поддержку в трудную минуту. – 2,6
В школе я могу свободно высказать свою точку зрения в общении со взрослыми и сверстниками. – 3,2
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для удовлетворения моих интересов и развития моих способностей. - 2
Я думаю, что в школе нас по-настоящему готовят к самостоятельной жизни. – 1,5
Наш класс – дружный и сплоченный коллектив. – 2,3
Слайд 20Уровень психологической безопасности (учащиеся)
Слайд 21Психологическая защищенность педагогов (ср. арифм.)
Слайд 22Психологическая комфортность (педагоги)
Слайд 23Психологическая удовлетворенность образовательной средой (педагоги)
Слайд 24Проявления психологического насилия:
публичное унижение;
оскорбление;
высмеивание;
угрозы;
обидное обзывание;
требование делать
что-то против своего желания;
игнорирование;
неуважительное отношение;
недоброжелательное отношение.
Слайд 25Применение здоровье сберегающих технологий позволит научить детей и взрослых навыкам саморегуляции
эмоционального и психофизиологического состояния, что приведет к снижению виктимизации (склонность быть жертвой) участников образовательного пространства.
Слайд 26Следующей компонентой нарушающей безопасность является виктимное мировоззрение участников образовательного пространства.
Виктимная
личность воспринимает мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни.
Потребность в безопасности доминирует в ситуациях напряженных, побуждая человека все силы мобилизовать на борьбу с угрозой, а вовсе не на обучение и развитие.
Потребность в безопасном общении и взаимодействии является жизненно важной и потому не исчезает при нарушении механизмов ее функционирования и реализации, а трансформируется в виде ухода в себя, возникновения внутриличностных конфликтов, аддиктивных компенсаций.
Психологическая безопасность, обеспечивающая отсутствие необходимости защищаться, создает условия, способствующие личностному развитию и гармонизации психического здоровья.
Слайд 27Безопасное поведение
Безопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена,
что в мире есть предпосылки для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей.
Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной и успешной деятельности с учетом законов безопасного поведения.
При информированности об источнике опасности, способность к сохранению оптимального уровня психологической безопасности личности повышается, происходит адаптация к источнику опасности, вырабатываются формы ответного воздействия.
При неопределенности, отсутствии информации, энергетические и психологические затраты организма непомерно велики и соответственно время на восстановление личности увеличивается, адаптация понижается.
Слайд 28При этом воздействие, связанное с нарушением оптимального уровня психологической безопасности личности,
вызывает негативные психические состояния (эмоции), направленные либо на активное реагирование, борьбу с источником угрозы (гнев, раздражение, собранность), либо на пассивное, подавление (уныние, вина, робость).
Ожидание угрозы, порицания со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение нервной системы и приводят к различным соматическим и функциональным заболеваниям.
Слайд 29Как показатели психологической безопасности образовательной среды выделяют:
низкий уровень психологического насилия;
преобладание диалогической
направленности субъектов общения;
позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;
преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;
высокий уровень удовлетворенности школьной средой
Слайд 30Психологическая культура выступает важнейшим фактором и условием создания и поддержания безопасной
среды, является ее интегральной характеристикой
В генезисе психологической культуры выделяется три основных уровня:
психологическая грамотность (некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие);
психологическая компетентность (обеспечивает эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми);
зрелая психологическая культура (как механизм личностной саморегуляции, обеспечивающий эффективное, безопасное, гуманное взаимодействие с людьми).
Слайд 31Основополагающие характеристики психологической безопасности образовательной среды:
отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии
участников образовательного процесса;
удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
укрепление психического здоровья;
предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Слайд 32Правильно организованная воспитательная среда дает детям богатые возможности для развития и
формирования личности. Это возможности:
свободы принятия школьником решения о его вхождении в воспитательную среду;
свободы выбора ребенком деятельности (ее содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;
построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;
более интенсивного проживания различных ролей;
выбора различных коллективов, общностей и их интенсивной смены;
освоения различных сред: культурной, природной, информационной и т.д.