Слайд 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА
Слайд 2Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз.
Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Психологическая безопасность в образовательном пространстве – это состояние, характеризующее образовательное пространство учебного заведения, фиксируемое через отношения ее участников.
Слайд 3
Психологически безопасная образовательная
среда – результат комплексного, системного, длительного специально-организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):
● гуманистической образовательной системы;
● единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей школьной среде;
● включенности личности учащегося в образовательный процесс;
● наличия значимых для обучающегося сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, наличием
отношений, основанных на требовательности
и уважении друг к другу.
Слайд 4
Модель психологически безопасной образовательной среды школы включает:
1. Защищенность от психологического
насилия.
2. Референтную значимость окружения.
Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие, это:
● эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения;
● уважительное отношение к себе;
● сохранение личностного достоинства;
Слайд 5
● возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений;
● внимание
к просьбам и предложениям;
● помощь в выборе собственного решения.
3. Удовлетворенность в личностно-доверительном общении.
Слайд 6
Структурная модель
психологически безопасной образовательной среды
Слайд 7
Психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в
личностно-доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психолого-педагогические технологии, построенные на основаниях диалога, на обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии и направленные на развитие и формирование психологически здоровой личности.
Слайд 8
.
Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной
среде учебного заведения:
● принцип
опоры на развивающее образование и воспитание;
● принцип психологической защиты личности;
● принцип помощи в формировании социально-психологической успешности.
Слайд 9Угрозы психологической безопасности образовательной среды:
1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Психологическое насилие – это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Слайд 10
2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения.
Следствие: учащийся отрицает
ценности и нормы школы.
3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды.
Следствие: - эмоциональный дискомфорт;
нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
- неуважительное отношение к себе;
- потеря личного достоинства;
- нежелание обращаться за помощью;
- игнорирование личных проблем и затруднений со стороны взрослых;
- невнимательность к просьбам
и предложениям.
Слайд 114. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.
Следствие – неэффективность
психологического сопровождения учащегося в школе; угроза психологическому здоровью.
5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения. Следствие – профессиональная деформация; угроза психологическому здоровью личности как учащихся, так и педагогов школы.
Слайд 12Следствием отрицательной психологической безопасности образовательной среды являются:
● эмоциональный дискомфорт;
●
нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
● неуважительное отношение к себе;
● потеря личного достоинства;
● нежелание обращаться за помощью,
●игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его студентов и взрослых;
● невнимательность к просьбам и
предложениям.
Слайд 13Формы психологического насилия:
1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования,
запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей учащихся школы);
2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).
Слайд 14Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы,
обидное обзывание, принуждение делать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение и недоброжелательное отношение со стороны сверстников др.
Слайд 15На современном этапе развития общества безопасность должна обеспечиваться не тепличностью условий,
а в рамках деятельностной парадигмы образования – умением субъектов образования регулировать опасности и риски, управлять ими.
Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды учреждения и защищенности от психологического насилия.
Слайд 16Условия организации безопасной образовательной среды в школе должны включать в себя
следующее:
1. Активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе.
2. Прогнозирование, обнаружение, регуляция и ликвидация опасностей и рисков участников образовательного процесса.
3. Эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях повышенной нагрузки, наличии стрессовой ситуации.
4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, родителей, самих детей.
5. Осуществление управления психологической безопасностью через опору на принципы организации психологической защищенности личности; принцип опоры на развивающее образование; принцип помощи в социально-психологической умелости.