Слайд 1Психодиагностическое исследование
в ДОУ
Слайд 2Психодиагностика - «постановка
психологического диагноза», или принятие квалифицированного
решения о наличном психологическом состоянии
человека в целом
или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.
Слайд 3«психодиагностика» -специальная область психологических знаний, касающаяся разработки и использования в
практике
различных психодиагностических средств
Слайд 42. специфическая сфера практической деятельности психолога, связанная с
постановкой психологического диагноза.
Решаются сугубо практические
вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностического исследования.
Слайд 5Задачи психодиагностики
Установление наличия у человека того или иного психо-
логического свойства
или особенности поведения.
Определение степени развитости данного свойства, ее вы-
ражение в определенных количественных и качественных показателях.
Описание диагностируемых психологических и поведен-
ческих особенностей человека в тех случаях, когда это необхо-
димо.
Сравнение степени развитости изучаемых свойств у раз-
ных людей.
Слайд 6Основные принципы
психодиагностики.
Принцип развития – психические закономерности раскрываются в развитии. На
каждом из жизненных этапов у человека возникают качественные изменения в психике. Поэтому изменения психики носят скачкообразный характер. Задача психологии – изучать психику в динамики ее развития.
Слайд 7
Принцип единства сознания и деятельности Суть его заключается в том, что
деятельность понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. Деятельность понимается как форма активности сознания.
Слайд 8ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Принцип компетентности
Диагностические методики должны использоваться только квалифицированным специалистами. Необходимая квалификация
меняется в зависимости от типа диагностической методики.
Психолог должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека.
Психолог должен знать соответствующую науч. литературу, касающуюся выбранной методики.
Психолог должен знать границы своей компетентности и ограниченность используемых методов, не использовать методики, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам.
Слайд 9ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального
согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика.
Если речь идет о несовершеннолетних, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей.
Слайд 10
Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум,
была валидной и надежной.
Принцип личной ответственности.
Информирование клиента о целях обследования
принцип морально позитивного эффекта
Слайд 11
Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае
нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике.
Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок психодиагноста или тех людей которые пользуется его итогами.
Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.
Слайд 12Общая схема классификации психодиагностических методов
1. Методы психодиагностики на основе наблюдения.
2.
Опросные психодиагностические методы.
3. Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
4. Экспериментальные методы психодиагностики.
Слайд 13
Диагностика на основе наблюдения — обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное
использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют
что наблюдать, как наблюдать,
каким образом фиксировать результаты наблюдения,
как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы.
Наблюдение, отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям, является стандартизированным.
Слайд 14
Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны на допущении о том, что
нужные сведения о психологических
особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов.
Слайд 15Разновидности
этой группы методов
анкета,
опросник,
интервью
Слайд 16
Анализ результатов деятельности при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме
подвергаются продукты деятельности испытуемого. Задача состоит в том, чтобы выявить и оценить психологические характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает.
Слайд 17
Эксперимент как метод психодиагностики заключается в том, что для оценки какого-либо
свойства испытуемого ставится и проводится специальный психодиагностический эксперимент.
Процедура такого эксперимента включает в себя создание некоторой искусственной ситуации, стимулирующей проявление исследуемого качества а также стандартную методику фиксирования и оценки степени развитости
данного качества.
В результате организации и проведения психодиагностического эксперимента исследователь получает интересующие его оценки через специальным образом организованное наблюдение за поведением испытуемого в экспериментальной ситуации.
Слайд 18Проективные методики
конститутивные методы (руки Вагнера, чернильные пятна и др.)
конструктивные методы (из
разрозненных деталей необходимо сформировать нечто целое, например кубики Кооса, тест «мира»)
интерпретационные методы (истолкование каких-либо ситуаций, например методика Хекхаузена)
катарктические (методы связанные с интерпритацией игровой деятельности)
экспрессивные (рисуночные)
импрессивные (тест Люшера)
аддитивные (метод незаконченных предложений, сказки)
семантические (метафоры)
Слайд 19Классификация проективных методов
Л. Франк
Проективные методики структурирования
Методика чернильных пятен
Г. Роршаха.
Проективные методики интерпретации
Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга.
Проективные методики экспрессии
1. «Нарисуй человека» К. Маховер
2. «Рисунок семьи» (В. Вульф и др.)
3. «Дом, дерево, человек» (Дж. Бук)
4. тест «Дерево» (К. Кох)
5. «Автопортрет» (Р. Берне)
Слайд 20Уровни постановки психологического диагноза.
симптоматический (эмпирический) только констатация особенностей или симптомов
(признаков), индивидуально – психологиских особенностей, на основании которых строятся практические выводы. Нет возможности указать на их причины и место в структуре личности. Такой диагноз не является научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
Слайд 21
этиологический – учет наличия определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности +
учет причин их возникновения.
Слайд 22
типологический (высший) – определение места и значения выявленных характеристик в целостной,
динамической картине личности, в общей картине психической.
Слайд 23Структура психологического заключения.
когда, где и кем проводилось психодиагностическое исследование. (Ф.И.О.,
специальность, учен. Степень, звание, занимаемая должность, стаж).
На каком основании проводилось……
Какие вопросы поставлены перед экспертом, если есть такой пункт то, кто присутствовал при проведении исследования (обследования - экспертизы).
Какие материалы использовал психодиагност, какие исследования провел.
В конце формулируются ответы на вопросы, которые были поставлены перед психодиагностом.
Заключение всегда дается в письменном виде и подписывается.
Слайд 24Программа психологического изучения ребенка в ДОУ
Слайд 26
4.Сформированность произвольной двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика)
5. Уровень умственного развития.
Интеллектуальное развитие.
6. Гнозис.
7. Доминантность функционирования парных органов чувств.
Слайд 27
8. Особенности внимания.
9. Особенности памяти.
10. Сформированность пространственных и временных представлений. Понимаие
сложных речевых конструкций, употребление предлогов.
11. Конструктивная деятельность( пространственный анализ и синтез)
Слайд 28
12. Характеристики речи
13. Развитие графической деятельности, рисунков.
14. Эмоционально-личностные особенности ребенка.