Слайд 1Просветительская работа с педагогами по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних
Подготовила
Социальный педагог
ГБОУ СОШ
№ 39
Дабижа О. Н.
Слайд 2
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - стремление к
саморазрушению, очевидно,
заложенное в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование,
то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то,
чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.
Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение,
лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
Слайд 3
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический
смысл такого явления, чаще всего заключается в от реагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Слайд 4
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что лишь в 10% случаев
суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это желание привлечение к себе внимание. Т.е. подростки решаются на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестуют таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Суицид в этом случае это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым. Некоторые из самоубийц умирают, молясь, чтобы их кто-то нашел, спас до того, как наступит конец". (Ди Снайдер)
Слайд 5
Суицид не происходит без предупреждения.
Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой,
почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.
Слайд 6Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться
с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.
В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.
Слайд 7Виды суицида
Существуют 3 вида суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.
Истинный суицид
Никогда не
бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.
Слайд 8Скрытый суицид
Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им
же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле, мотоцикле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида), занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее поведение. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.
Слайд 9Демонстративный суицид
– это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью,
с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость.
Слайд 10Среди основных причин суицида выделяют следующие:
Несчастная любовь, разрыв романтических отношений;
Беременность
девочек (боязнь признаться родителям, страх перед будущим);
Смерть любимого или близкого человека;
Потеря «лица» (взгляните на девочку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута. Или выпускник школы, стремящийся поступить в колледж, но вместо этого терпящий неудачу, и все это знают);
Проблемы и конфликты в семье. Развод;
Слишком жесткое воспитание;
Конфликты с учителями, боязнь ЕГЭ. Давление в школе;
Давление родителей;
Физическая непривлекательность;
Слайд 11Одежда (под влиянием средств массовой информации и распространенной среди подростков манеры
одеваться, подросток оценивает достоинства и недостатки одежды, которую вынужден носить);
Неуспешность в учебе;
Недостаток общения, одниночество;
Отсутствие коммуникативных навыков, неумение общаться, гиперопека (молодежь не умеет самостоятельно мыслить, она зомбирована передачами, примитивным кино, отупляющими компьютерными игрушками);
Страх перед будущим. Потеря смысла жизни;
Подражание кумирам.
Слайд 12Признаки суицидального поведения:
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об
этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.
Словесные признаки.
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
Много шутить на тему самоубийства.
Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Слайд 13Поведенческие признаки:
Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить
дела, мириться с давними врагами.
Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
- в еде – есть слишком мало или слишком много;
- во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать неряшливым;
- в школьных привычках – пропускать занятия;
- замкнуться от семьи и друзей и т.д.
Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Слайд 14Ситуационные признаки.
Человек может решиться на самоубийство, если:
Социально изолирован (не имеет
друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
Предпринимаемая раньше попытка суицида.
Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
Слишком критически настроен по отношению к себе.
Слайд 15
Функции педагога в профилактике суицидального поведения учащихся
– создание благоприятного
климата в классе (укрепление самоуважения и положительной
самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);
– первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах ;
– первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации; беседа с обучающимся);
Слайд 16– при подтверждении подозрений о возможном наличии риска развития суицидального поведения
необходимо сообщить об этом школьному педагогу-психологу и совместно с ним информировать родителей о наличии возможного риска, а также рекомендовать обратиться к профильным специалистам;
– при необходимости, совместно с педагогом-психологом продолжать отслеживать динамику социально-психологического состояния учащегося и оказывать ему эмоциональную, психолого-педагогическую поддержку.
Слайд 17Как построить разговор с ребенком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии
Основная задача педагога при разговоре с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).
В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска.
Слайд 18Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии
– постараться
нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.
– уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).
– вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
– учитывать, что нотации, уговаривания не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).
– нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
– дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Слайд 19Рекомендации педагогам в случае, если у школьника замечена склонность к депрессии
и суициду.
1.Внимательно выслушайте. В состоянии душевного кризиса, любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.
2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема.
3. Правильно формулируйте вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима.
Слайд 204. Говорите искренне. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий.
Конкретный план, знак реальной опасности.
5.Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.
6. Не выражайте удивления от услышанного и не осуждайте ребенка за любые, самые шокирующие высказывания.
7.Не спорьте и не настаивайте на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.
Слайд 218. Подчеркните временный характер проблемы, стремитесь вселить в подростка надежду, которая,
должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
9. Сформируйте у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход». Неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!»
10. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам.
Главная задача педагога при этом – укрепление желания жить.
Слайд 22Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей
В школе:
Предоставлять
реальную возможность в достижении успеха;
Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;
Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
Постоянно одобрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему;
Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;
Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.
Слайд 23Рекомендации по профилактике суицидального поведения:
• установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
•
будьте внимательным слушателем;
• будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
• помогите определить источник психического дискомфорта;
• вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
• помогите подростку осознать его личностные ресурсы;
• окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;
• внимательно выслушайте подростка!
Слайд 24Что можно сделать, чтобы помочь?
Примите суицидента как личность.
Будьте внимательным слушателем.
Не спорьте.
Задавайте
вопросы.
Не предлагайте неоправданных утешений.
Предложите конструктивный подход.
Не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.
Обратитесь за помощью к специалистам.
Сохраняйте заботу и поддержку.