Презентация, доклад на тему Профориентационное консультирование учащихся и родителей

Содержание

Профориентационное консультирование - этоПрофконсультирование в школе –является специальной деятельностью по оказанию помощи учащемуся в решениипроблем индивидуальной профессиональ-но-личностной перспективы с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального

Слайд 1Профориентационное консультирование учащихся и родителей
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 82 - Т.А.

Кондратьева
Профориентационное консультирование учащихся и родителей  Педагог-психолог МБОУ СОШ № 82 - Т.А. Кондратьева

Слайд 2Профориентационное консультирование - это
Профконсультирование в школе –
является специальной деятельностью по оказанию помощи

учащемуся в решении
проблем индивидуальной профессиональ-но-личностной перспективы с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.
Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоус-тройством, сменой сферы деятельности.
Профориентационное консультирование - этоПрофконсультирование в школе –является специальной деятельностью по оказанию помощи учащемуся в решениипроблем индивидуальной профессиональ-но-личностной перспективы

Слайд 3 Правильный выбор в профессиональном самоопределении
правильно определить свои профессиональные склонности;
правильно оценить, свои

реальные способности и уровень притязаний, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры;
учесть конъюктуру рынка труда и её ожидаемые изменения;
исходить из реальных возможностей получения образования.

Правильный выбор в профессиональном самоопределении правильно определить свои профессиональные склонности;правильно оценить, свои реальные способности и уровень

Слайд 4Алгоритм проведения профориентационной консультации
Изучение профессиональных планов школьников путем анкетирования.
Профдиагностика
Индивидуальная беседа с

профконсультантом по результатам диагностики
Рекомендации о выборе будущей профессии и о возможных путях ее получения, в соответствии с интересами и возможностями школьника
Справочная информация по учебным заведениям города и области (др.городов)
Алгоритм проведения профориентационной консультации Изучение профессиональных планов школьников путем анкетирования.ПрофдиагностикаИндивидуальная беседа с профконсультантом по результатам диагностикиРекомендации о

Слайд 5Правила профориентационной консультации
Необходимое условие: установление контакта, доверительной атмосферы беседы, равных позиций

собеседников (на вербальном и невербальном уровне).
Во время консультативной беседы старайтесь избегать прямых советов, т.к. они с очень большой долей вероятности вызовут сопротивление.
Соблюдайте правило «20 / 80». Ваше «время звучания» в диалоге должно составлять около 20 % от всего времени беседы, а «время звучания» вашего собеседника - около 80 процентов.
Задача консультанта: помочь ученику найти ту зону интереса, которая вызывает у него энергию, прилив сил, желание действовать.

Правила профориентационной консультацииНеобходимое условие: установление контакта, доверительной атмосферы беседы, равных позиций собеседников (на вербальном и невербальном уровне).

Слайд 6Правила профориентационной консультации
Необходимо помочь ученику преодолеть ограничивающие рамки «взрослого» мышления. Свободный

полёт фантазии может помочь значительно расширить зону поиска. «Отпусти умные рамки, пофантазируй! Представь, что можно всё! Что бы ты тогда выбрал?»
Ученику дается возможность задать интересующие его вопросы.
Помогите ему продумать план дальнейших действий, обозначьте возможные варианты вашего взаимодействия.
Не навреди! Если вы или родители ребёнка не согласны с направлением деятельности, которое он считает своим призванием, не будьте категоричны. Так вы лишь разрушите доверие. Помогите ему расширить взгляд на ситуацию и, возможно, включить его мечту в образ желаемого будущего в другом качестве или в другой период времени. Кроме того, подобная ситуация является прямым указанием на необходимость беседы с родителями.
Правила профориентационной консультацииНеобходимо помочь ученику преодолеть ограничивающие рамки «взрослого» мышления. Свободный полёт фантазии может помочь значительно расширить

Слайд 7Виды консультаций:
справочные;
диагностические;
формирующие;
медицинские.
Индивидуальные/групповые

Виды консультаций:справочные;диагностические;формирующие;медицинские.Индивидуальные/групповые

Слайд 8В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа:
первичная профконсультация
(включает в себя:

1) выявления блоков триады ХОЧУ – МОГУ – НАДО; 2) выявление интересов и склонностей, возможностей личности, информации о мире профессий и потребности общества в кадрах)
углубленная профконсультация
(подразумевает комплексное изучение личности школьника и выявление тех личностных и профессиональных особенностей, которые, как правило, входят в «слепую зону  личности»)
В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа: первичная профконсультация (включает в себя: 1) выявления блоков триады ХОЧУ

Слайд 9Профориентационные методы и их применение в консультации
Рассказ
Объяснение
Беседа
Самостоятельное изучение
Экскурсия


Видеофильмы
Методы профессиональной диагностики
Профориентационные методы и их применение в консультацииРассказОбъяснение Беседа Самостоятельное изучение Экскурсия ВидеофильмыМетоды профессиональной диагностики

Слайд 10Методы профдиагностики:
наблюдение,
анализ результатов деятельности,
интеллектуальные и дидактические тексты,
анкеты

интересов,
вопросники самоанализа,
беседа,
эксперимент,
аппаратурные методики («Арка», «Групповой сенсомоторный интегратор», «Стрессор», «Самоорганизация», «Эстакада», «Групповой эргограф», «Волюнтограф»)



Методы профдиагностики: наблюдение, анализ результатов деятельности, интеллектуальные и дидактические тексты, анкеты интересов, вопросники самоанализа, беседа,эксперимент, аппаратурные методики

Слайд 11Этапы профдиагностики:
первичная профдиагностика;
углубленная профдиагностика;
завершающая профдиагностика;
консультация по оказанию психологической поддержки.

Этапы профдиагностики:первичная профдиагностика;углубленная профдиагностика;завершающая профдиагностика;консультация по оказанию психологической поддержки.

Слайд 12Первичная профдиагностика
дифференциально-диагностический опросник (ДДО);
методика «Карта склонностей»;
опросник «Ориентация»;
опросник профессиональной готовности (ОПГ);
методика

«Определение типа будущей профессии». (Е.А. Климов)
методика «Карта интересов»;
методика «Матрица выбора профессии»;
анкета «Изучение профессиональных намерений».
Первичная профдиагностикадифференциально-диагностический опросник (ДДО);методика «Карта склонностей»;опросник «Ориентация»;опросник профессиональной готовности (ОПГ); методика «Определение типа будущей профессии». (Е.А. Климов)методика

Слайд 13Углубленная профдиагностика
опросник профессиональных предпочтений Холланда (ОПП);
опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ);
личностный опросник Г.Айзенка

(EPI) (нейротизм, экстраверсия, психотизм);
методика коммуникативно-организаторских склонностей (КОС);
методика диагностики темперамента Я. Стреляу;
методика изучения свойств нервной системы учащихся (в разработке С.И.Вершинина );
Опросник для оценки потребности достижения успехов;
Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной (опросник МТЖЦ);
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра;
методика Томаса (определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях);
методика Шмишека-Леонгарда (определение типов акцентуаций);
шестнадцатифакторный  опросник Кеттела /16 ФЛО/ (используется для прогнозирования успешности освоения различных видов деятельности);
методика цветовых выборов Люшера.

Углубленная профдиагностикаопросник профессиональных предпочтений Холланда (ОПП);опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ);личностный опросник Г.Айзенка (EPI) (нейротизм, экстраверсия, психотизм);методика коммуникативно-организаторских склонностей

Слайд 14 Завершающий блок – 1)определение и оценка имеющихся знаний, умений, навыков ; 2) выбор

дальнейшего профессионально-образовательного маршрута учащимися 3) справочно-информационная консультация для родителей
Завершающий блок –  1)определение и оценка имеющихся знаний,

Слайд 15Алгоритм проведения Профориентационной консультации с родителями учащихся
Задумываясь о выборе будущей

профессии для Вашего ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы ?
шаг 1

Какие у ребенка физические возможности, состояние здоровья?
Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?
Что он может (способности, скорость, точность, уравновешенность, открытость, самовыражение и т.д.)?
Какой он (характер, темперамент, особенности поведения)?
Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?
Чем  Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
Соответствуют ли финансовые возможности вашей семьи профессиональным предпочтениям ребенка?
Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины?
Сопоставьте его возможности с рынком труда, требованиями по избранной им профессии.
Узнайте потребности села, района, города, области по избранной специальности.

Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.

Алгоритм проведения Профориентационной консультации с родителями учащихся Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка, ставили ли

Слайд 16ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП «детско-родительского» ВЫБОРА профессионального маршрута шаг 2
Возможности вашего ребенка?
+ способности + преобладающий

тип мышления, тип личности
+ здоровье (с учетом медицинских ограничений)

ЧТО ВЫ ХОТИТЕ?
Ваши предпочтения,
Вашего ребенка:
+желание
+интересы
+склонности

СОВМЕСТНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
- НАДО ли выбирать эту профессию?
- Есть ли на нее спрос на рынке труда? - Источники информации

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП «детско-родительского» ВЫБОРА профессионального маршрута шаг 2Возможности вашего ребенка?+ способности + преобладающий тип мышления, тип личности

Слайд 17Итак, профессия выбрана… шаг 3
Календарь родителей и детей,  обдумывающих будущее
Сентябрь — октябрь —

запись на курсы подготовки к поступлению в ВУЗы или СУЗы (2 года или 9 месяцев).

Ноябрь - пора искать репетиторов, запись на курсы.

Январь — март - начинаются Дни открытых дверей в большинстве образовательных учреждений.

Апрель - ярмарка учебных мест (стоит посетить и собрать сведения о рынке образования).

Апрель — май - пробные экзамены для тех, кто посещал курсы.

Май — июнь - знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительных экзаменах

В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений
Итак, профессия выбрана… шаг 3Календарь родителей и детей,  обдумывающих будущееСентябрь — октябрь — запись на курсы подготовки

Слайд 184 шаг - Поступление в учебное заведение.
     Когда вся необходимая

информация собрана, шансы оценены и окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов - экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?

     Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.
     Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя приготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход.
     В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, необходимо скорректировать планы?
Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.
     
4 шаг  - Поступление в учебное заведение.     Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены и окончательное

Слайд 19ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ

Уважаемые

папы и мамы!

Выбор профессии – важное и ответственное дело!
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы. 1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии. 2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. 3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, чтобы его мечта сбылась.
8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить. 9. Если Ваш ребенок увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках… 10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ  ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ Уважаемые папы и мамы!Выбор профессии –

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть