Слайд 1Проектные технологии
в учебной деятельности
учитель биологии Крымской общеобразовательной школы I –
III ступеней Джанкойского района Автономной Республики Крым
Слайд 2Проект – план, замысел.
Проект – разработанный план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия,
изготовления чего-либо.
Проект – результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом
Слайд 3 Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами
создают действительность.
Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию.
Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы.
Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя.
Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения.
Они принимают на себя ответственность за свое обучение.
Слайд 4учебный творческий проект
– это самостоятельно разработанный и изготовленный
продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя
Слайд 5
возможности проектного метода:
Содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему/
соревновательному поведению;
Принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще всего возникают вне школы;
Ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития;
Стараться учитывать личные потребности учащихся;
Усилить мотивацию для достижения целей обучения;
Содействовать соединению, а может даже синтезу школьных и внешкольных образовательных областей;
Создать связующие звенья между отдельными предметами;
Способствовать постоянному внутреннему обновлению школы, принимая во внимание актуальные потребности и вопросы.
Слайд 6проектный метод предлагает участие учителя на уроке в новой роли –
«фигуры
на заднем плане»
Учитель
постепенно уходит в тень;
вмешивается, если есть необходимость;
включается в процесс на правах участника;
проявляет выдержку и не вмешивается.
демократичный руководитель, консультант, помощник;
Основные требования проектного метода:
самостоятельность учащихся;
связь с реальным миром;
активизация разных форм самовыражения;
принятие во внимание мнения других при выполнении действий;
ученик – активный участник процесса проектирования.
Слайд 7компетенции личности
Аналитические умения
Практические умения
Творческие умения
Коммуникативные умения
Социальные умения
Слайд 8метод проекта способствует
повышению личной уверенности в успехе у каждого участника;
развитию у учащихся навыков коллективной работы;
развитию исследовательских умений;
формирование умения анализировать
Слайд 9типы учебных проектов
исследовательские
творческие
информационные
социально
значимые
Слайд 10проект
по уровню творчества
исполнительский
конструктивный
творческий
проект
по затратам времени
Краткосрочные
(2-6 ч)
среднесрочные
(12-15
ч)
долгосрочные (четверть, полугодие, год)
Слайд 11методика работы с группой:
Подготовка к работе над проектом;
Выбор проблемы;
Сбор информации;
Разработка собственного варианта решения проблем;
Подготовка к защите проекта;
Презентация проекта;
Рефлексия.
Слайд 12схема проекта
Проявление интереса учащихся к какой-либо проблеме или теме.
Учитель разъясняет условия
проектной работы.
Участники определяют главную тему.
Класс делится на группы, каждая из которых разрабатывает тему, выдвигает какую-либо идею.
Класс выбирает наиболее подходящие идеи.
Создаются рабочие группы, в которых участники определяют направления деятельности, необходимой для реализации идей.
Рабочие группы выбирают методы и средства для проведения исследования (исследовательские проекты). Разрабатывают и осуществляют детальный план действий ( практические проекты).
Разрабатывая теоретические проекты, группы проводят исследовательскую работу: эксперименты, опросы, интервью, наблюдения. Группы могут проводить презентацию отдельных этапов – в форме рефератов, сообщения, аудио или видео материала.
Группы объединяют результаты работы в общий итог.
Осуществляют презентации результатов исследования или внедряют разработанный план.
Производится оценка результата и процесса работы.
Слайд 13цели обучения
проектным технологиям
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения;
развивают системное мышление.
Слайд 14этапы проектной деятельности
На первом этапе осуществляется поиск проблемы, выбор и обоснование
проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта осуществления деятельности.
Второй этап предусматривает выполнение намеченных операций, самоконтроль своих действий.
Третий этап предполагает контроль над исполнением проекта, коррекцию выполненных действий и подведение итогов (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия).
Слайд 15основные требования к использованию
метода проекта
Наличие значимой проблемы в исследовательском, творческом
плане.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Слайд 16критерии выполнения самостоятельной работы
планировать, т.е. определять и уяснять цели и задачи
предстоящей работы;
выбирать формы, методы и приёмы деятельности, средства для достижения цели;
организовать свою самостоятельную работу, т.е. устанавливать нормы работы, учитывать результаты и корректировать дальнейшие действия;
осуществлять контроль и самоконтроль; видеть её перспективы и конечный результат.
Слайд 17 стимуляция мотива для учащегося
Открыть для себя новый смысл познания как
процесса самообразования и творческой самореализации.
Встретить поддержку своим творческим усилиям со стороны учителя и одноклассников.
Испытать удовольствие от процесса самостоятельного открытия новых знаний.
Самостоятельно выдвинуть и апробировать различные гипотезы, собрать, обработать и оформить материал, свободно ориентируясь в информационном пространстве.
Обменяться новыми познаниями и опытом работы на персональном компьютере с “коллегами-одноклассниками” в процессе работы над проектом.
Слайд 18актуальность использования
метода проекта
во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся,
имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;
во-вторых, проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);
в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Слайд 19форма представления проекта
видеофильм,
ток-шоу,
макет классного уголка,
газета;
журнал (устный или письменный),
спектакль,
оформление помещений, школьного двора, и т.д