Слайд 1Психология
взаимоотношений в семье
подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 г.
Задонска
Горбовская Т. Д.
Слайд 2Как найти общий язык родителям и детям?
Слайд 3 По поводу воспитания детей существует множество теорий, созданных в
основном теми, кто детей не имеет. Те же, кто воспитывает собственных детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче - как получится!
Слайд 13Чего хотят дети от родителей?
проявляли к детям искренний интерес,
выражали свою признательность
каждому члену семьи,
могли так организовать жизнь в семье, чтобы можно было больше времени проводить вместе,
радушно относиться к их друзьям, когда те приходят в дом,
отвечали на их вопросы,
имели обязательства по отношению друг к другу,
справлялись с трудностями, не выказывая гнева и злости,
были честными,
одёргивали детей, когда это необходимо, но не в присутствии друзей,
не ссорились между собой в присутствии детей,
сосредоточивались на детских сильных, а не на слабых сторонах,
и были постоянны.
Слайд 141. Слишком много строгосТИ.
2. Эмоциональное отвержение.
3. Завышенные требования.
4. Повышенный
уровень заботы.
5. Отсутствие или недостаток контроля.
6. Непонимание и игнорирование мнения и интересов ребенка.
7. Отсутствие поддержки.
8. Навязанная роль.
9. Больше денег – лучше воспитание.
10. Непоследовательность.
11. Слишком мало времени для воспитания ребенка
12. Несогласованность родителей.
Основные ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей.
Слайд 15 В психологии есть такой краеугольный камень. Его можно выразить одной
расхожей фразой: «Все мы родом из детства». Итак... Родители и дети, психология взаимоотношений детей и родителей.
Что означает это выражение: «Все мы родом из детства» Оно означает, что психология всех направлений и школ считает: детство - самое важное время, когда формируется личность. Со всеми её задатками, и (к сожалению) со всеми её неврозами и проблемами взрослого человека.
Слайд 16
Родители - это те взрослые люди, которыми исчерпывается
для маленького человечка вся Вселенная, модель вселенной. В ранние годы ребёнок изолирован от большей части опыта, однако большую часть опыта бытия он осваивает на этой самой «модели».
Слайд 17И вот такая вынужденная изоляция длится у ребёнка годами.
А ведь
в раннем детстве один год - это целая жизнь. Вот и представьте, что лет до пяти-семи ребёнок живёт в особой вселенной, где боги и самые умные и справедливые существа- это его родители. И больше вокруг маленького человечка ничего нет.
Слайд 18
Поэтому если ребёнок вырастает с убеждением «Этот мир - несправедлив», то
нужно обратиться к его раннему детскому опыту. Возможно родители были несправедливы с этим человеком, когда он был ребёнком. Ситуация - распространённая, поэтому так распространена мысль уставших взрослых о том, что «Весь мир - болото...».
Слайд 19Неудивительно, что вся остальная жизнь зачастую является просто точным гипсовым слепком
с той «формочки», которую задало детство.
Поскольку родители (и больше никто) отвечают за то, что мы часто оказываемся несчастны, «упёрты» и просто не очень умны в дальнейшей своей жизни.
Слайд 20
Однако, оказывается, что родные родители (Какими бы далёкими от совершенства они
ни были!) оказываются для маленького человека почему-то всё равно - самыми полезными и желанными спутниками его жизни. Даже если они - пьющие и истеричные, даже если они необразованные или не умеющие любить кого-то кроме себя.
Слайд 21Ведь для психологии взаимоотношений детей и родителей не секрет, что «плохие»
родители - это тоже бывшие ... дети, которые пострадали в своё время от такого же «дурного воспитания».
Слайд 22 Кстати, это именно психология взаимоотношений детей и родителей доказала
обществу, что (почти!) любые родители для ребёнка до какого-то определённого возраста - лучше, чем профессионалы от образования.
Слайд 23Итак, боль «бережно» передаётся из поколения в поколение - причём одна
и та же. Сначала она формирует «родительский сценарий» в отношениях между только двумя поколениями.
То есть от родителей к детям передаётся «родительский сценарий».
Слайд 24
А когда мы прослеживаем подобную картину на жизни уже трёх-пяти поколений,
то такая «передаваемая боль» называется уже не «родительский сценарий» а «проклятие рода». Этим термином, друзья, широко пользуется самая настоящая психология (да-да!), а не какие-нибудь «гадалки в чалме». Конечно, психология пользуется этим термином в несколько метафорическом смысле, но сути дела это нисколько не меняет...
Для того, чтобы «вылечить» проблемы во взаимоотношении детей и родителей, которые передаются Вам уже через пятое поколение, существуют следующие психологические методы.
Слайд 25Что такое психологическая поддержка?
Это процесс:
- В ходе которого родители
сосредотачиваются на достоинствах ребенка.
- Который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности.
- Который поддерживает ребенка при неудачах.
Слайд 26Для того, чтобы показать веру в ребенка, Вы должны иметь мужество
и желание сделать следующее:
Забыть о прошлых неудачах.
Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.
Позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха.
Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Проводить больше времени с ребенком
Слайд 27Поддерживать можно посредством:
Отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
Высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо»,
«Все идет хорошо» и т.д.).
Прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
Совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
Выражение лица (улыбка, кивок, смех).
Слайд 28Неразлучные друзья – родители и дети!
Учитесь быть своему ребенку другом.
Критикуйте, не
унижая, а поддерживая.
Будьте во всем ему авторитетом.
Всегда чутко слушайте ребенка.
Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
Не потакайте.
Относитесь к ребенку как к личности.
Будьте строгими и добрыми, ибо «Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького»
Слайд 29Слова, которые разрушают его веру в себя:
Зная тебя и твои способности.
Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Слайд 30 Когда мы выражаем удовольствие от того, что делает ребенок, это
поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Тогда он получает удовольствие от себя.
Слайд 31 Подлинная поддержка своего ребенка должна основываться на подчеркивании его
способностей, возможностей его положительных сторон.
Слайд 32Важно, чтобы Вы научились принимать ребенка таким, какой он есть, включая
все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения.
Слайд 33
Детей воспитывают родители, а родителей…?