Слайд 1Проект «Живи и помни» как средство патриотического воспитания
Выполнила: воспитатель ГБОУ
Школа-интернат № 67
Мишкина Светлана Феликсовна
Слайд 2Содержание
Актуальность проекта
Цель и задачи, педагогические принципы, направления, формы работы технологии
Сроки и
этапы реализации проекта
Ожидаемые результаты
Список литературы
Слайд 3Актуальность проекта
В 90-е годы ХХ века в России произошли экономические и
политические изменения, которые привели к кризису идеи «патриотизма». Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Конец ХХ-начало ХХI века. Идёт активный поиск новых технологий в воспитании : (дети психологически находятся в виртуальном пространстве) новое поколение детей, новое общество, информационные технологии.
Современный стандарт образования, определяя цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, на первое место выдвигает задачу освоения учащимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом.
Слайд 4Актуальность проекта
Исследования академика Д.И. Фельдштейна – это призыв к осмыслению феномена
современного Детства. Ученый обращает внимание на особенности подростка XXI века, на то, как значительно изменились ценностные ориентации детей, подростков, юношества: на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации.
Наиболее значимыми качествами становятся образованность, настойчивость, решительность, а также хорошее здоровье и особенно презентабельная внешность.
Слайд 5Актуальность проекта
При этом последнее место в этой иерархии занимают эмоциональные и
нравственные ценности: чуткость, терпимость, умение сопереживать. Как реальная опасность обозначена в исследовании ученого проблема отношения детей к себе, миру, другому человеку. Она связана с опережением роста материальных потребностей над духовными, что грозит, по образному выражению ученого, «вырождением человечества в «зверочеловечество Владимира Соловьева», так как без ответственного отношения к людям, их делам и поступкам, без повышенной ответственности за свои действия – нет гражданственности и патриотизма.
Патриотическое воспитание это часть духовно-нравственного воспитания. Сегодня, как никогда актуальны вопросы возрождения исторической памяти нации, формирования у юных граждан ценностного отношения и любви к своему Отечеству.
Слайд 6Цель проекта
Формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной
их социализации посредством вовлечения обучающихся, родителей, учителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Проект является составной частью плана воспитательной работы и включает следующие направления:
героико-патриотическое знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
духовно-нравственное понимание и осознание обучающимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, а также работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.
Слайд 7Задачи проекта
воспитывать у обучающихся ценности: гражданственности, патриотизма, толерантности;
помочь учащимся в социализации,
в осознании себя частью истории;
формировать ценностное отношение к культурному наследию, прививать вкус к общению с музейному ценностями;
развивать чувство гордости за свою страну и народ;
воспитывать чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
стремиться к тому, чтобы коллектив класса, объединенный общей деятельностью, становился сообществом;
Слайд 8Задачи проекта
стараться выстраивать гармонию отношений между членами коллектива на
основе ведущих педагогических принципов;
принцип ориентации на идеал;
принцип следования нравственному примеру
принцип идентификации;
принцип полисубъектности воспитания и социализации;
принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем;
принцип системно-деятельностного подхода к организации совместной деятельности;
подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы.
Слайд 9Формы работы
Написание сочинений на темы: «Мой прапрадедушка», «Моя прапрабабушка», «история Великой
Отечественной войны в жизни моей семьи», а также сочинений-рассуждений на тему «Мои добрые дела».
Создание сборника на тему «Спасибо за мирное небо: поколение двухтысячных – героям сороковых!»
Изучение исторических документов о Великой отечественной войне (поиск необходимой информации о подвигах, аналогичных подвигу А.Матросова (их более четырехсот) в музеях, библиотеках;
Слайд 10Знакомство с военной историей известной Таманской дивизии;
Экскурсии в военные и исторические
музеи;
Знакомство с реликвиями из семейных коллекций;
Проведение мероприятий на темы «Живи и помни», «России верные сыны» (итог работы над первым и вторым этапом);
Планирование текущей работы над проектной деятельностью и перспективные планирования
Слайд 11Срок реализации проекта
I этап с января 2019 г. по 31 мая
2020 г.
II этап с 1 сентября 2019 г. по 31 мая 2020 г.
При работе над проектом на тему «Живи и помни» мы используем такие образовательные технологии, как:
проектно-исследовательская деятельность;
коллективно-творческие дела.
Эти педагогические технологии реализуются через системно-деятельностный подход в воспитании, который предполагает использовать в образовательном процессе активные формы деятельности учащихся.
Слайд 12Ожидаемый результат
Привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;
Развитие творческих
способностей, навыков исследовательской деятельности;
Сформированность потребности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах;
Превращение коллектива класса в организованную целостно-ориентированную общность, способствующую самореализации ее участников в процессе совместной деятельности по преобразованию социальной реальности (формирование активной жизненной позиции).
Слайд 13Литература
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» (2015-2025). Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»// Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тинисев В.А. – М., «Просвещение», 2011 г.
«Воспитание патриотизма у учащихся в условиях полиэтнической среды школы», методическое пособие/авторский коллектив под научной редакцией И.Е.Кузьминой.-СПб.: Издательство Культ.-информ.-пресс, 2015 г.
«Детские общественные объединения как социальная основа формирования детского коллектива (ценности6 цели, результаты)»: учебно-методическое пособие/под научной редакцией В.А. Степиховой. СПб.: СПб АППО, 2019. 102 с. ISBN 978-5-7434-0780-4.