Слайд 1ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ
Медиация ровесников
МБОУ «ШКОЛА 125»
Слайд 2Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать.
Медиация - это
переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации – это посредник, между конфликтующими сторонами.
Функции медиатора:
Медиатор следит за тем, чтобы разговор был доверительным и направленным на цель.
Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.
Слайд 3ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
МЕДИАЦИИ
- ЭТО - социально-психологическая служба, действующая в школе
на основе добровольческих усилий учащихся
Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры и конфликты несовершеннолетних;
Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу медиации, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
Служба медиации создаётся из учащихся 8-11 классов, прошедших обучение проведению медиации.
Руководитель службы назначается из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения приказом директора.
Слайд 4 Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании:
Федерального закона №273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного Положения, а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы»,
«Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»,
ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года,
Рекомендаций Министерства образования Нижегородской области «Об организации служб школьной медиации в образовательных учреждениях (приказ от 18.11. 2013 г. № ВК – 844/07).
Слайд 5Социальная ситуация развития подростка
Потребности подростка:
Признание
Внимание
Развитие
Самореализация
Любовь
Понимание
Подросток
Кружки
Друзья
Школа
Семья
СМИ
Хобби
Слайд 6Подросток в ситуации социально-психологической дезадаптации
Нарушение связей
Вытеснение подростка из «нормальной» жизни
Подросток
Кружки
Друзья
Школа
Семья
СМИ
Хобби
Подросток
Слайд 7Типичные способы реагирования школы на конфликты и противоправное поведение учеников:
разбор случая
учителями и администраторами и вынесение обязательного к исполнению решения;
Постановка на учет ВШУ и КДН (с последующей угрозой наказания или реальным наказанием);
направление к психологу или социальному педагогу для реабилитационной работы;
вытеснение конфликта за пределы школы путем передачи полномочий на вынесение решения родителям или отчисление ученика;
обесценивание конфликта, снижение его значимости, в результате чего конфликт переходит в скрытое состояние;
передача права на разрешение конфликта органу школьного самоуправления, который, как правило, повторяет модель педсовета, поскольку другой модели школьники не знают.
иногда это попытки школьников самостоятельно решить конфликты, но с использованием силовых методов.
Слайд 8Школьная служба медиации
команда учащихся под руководством взрослого, которая занимается разрешением конфликтных
ситуаций на основе восстановительного подхода
профилактическая технология, направленная на формирование конструктивных межличностных взаимоотношений в школе
Миссия -
внедрить в школьную жизнь восстановительную практику разрешения конфликтных ситуаций, цивилизованные нормы взаимоотношений в школьном социуме
Функционально-содержательная модель
Слайд 9Поддерживающие
Взрослые
отказ от традиционных
методов
реагирования на
Конфликты
Передача дел
Поддержка ШСП
Медиаторы-
Школьники
Проведение ВП
Обучение
сверстников
коммуникативным
навыкам
Группа
поддержки
из школьников
реклама
создание имиджа
приглашение в ШСП
Руководитель
создание команды ШСП
организация
взаимодействия
со структурами школы
организация поступления
дел, их распределение
организация обучения
супервизия
сопровождение ШСП
документация
Слайд 10Порядок работы ШСМ со случаем
Школьная служба примирения
Поступление информации
Учащиеся
Очевидцы конфликта
«Почтовый ящик»
Учителя
Руководитель:
анализирует информацию
отбирает
дела
распределяет случаи между членами ШСП
Супервизия случая
Подготовка документации
Учащиеся:
Проводят программы примирения:
конфликтные ситуации: ученик-ученик
Ученик-класс (совместно)
Отслеживают исполнение договора
Слайд 11Создание поддерживающего окружения Службы школьной медиации
Группы поддержки. Это ребята, которые сами
не проводят программы примирения, но при этом поддерживают их идеи. Могут квалифицированно сориентироваться в происходящем и направить участников конфликта в службу
(участники кружка «Вектор успеха-9»)
Клуб ведущих-медиаторов по программе «Отражение» анализ своей деятельности, личностное развитие и совершенствование навыков решения конфликтных ситуаций
Клубы социального обучения. Программы обучения подростков коммуникативным навыкам , «Вектор успеха», «Познаю себя», «Психологическая азбука», «На пороге взросло жизни»
Службы «Большой брат» («Большая сестра»). Старшие ребята курируют младших из «группы риска» (под руководством психолога).
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса школы (тренинговые занятия, психологические игры, семинары, консультации)
Слайд 13Критерии проведения программы
Есть конфликт, его стороны известны
Сторонам больше 10 лет.
Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы
Ситуация произошла не более 1-2 месяцев и не менее 1 дня назад
Информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
Слайд 14Ограничения программы примирения
не является уникальным средством для всех случаев;
не является воспитательным
средством (тем более, после того, как все остальные уже были опробованы) – хотя определенные воспитательные эффекты обычно наблюдаются;
не может гарантировать изменения человека, тем более за один-два дня;
не может эффективно работать без связи с учителями, родителями и другим окружением подростков.
Слайд 15
Некоторые специфичные причины и основания для медиации ровесников
Ровесники склонны друг другу
доверять; Коммуникации между ними оказываются более эффективными;
Общие представления ровесников о предметах и проблемах их окружения;
Ровесники понимают жизненные позиции, принципиальные установки, нормы и ценности друг друга;
Ровесники понимают границы, за которые не следует выходить в процессе взаимодействия;
Чаще школьники гораздо более откровенны с ровесниками, чем с профессиональными психологами старшего возраста;
Медиаторы не воспринимаются как непререкаемый авторитет;
Неожиданные (непрогнозируемые) повороты беседы могут одинаково воодушевить и медиаторов, и участников конфликта;
Доступно: позитивное ролевое моделирование;
Полезно: стороны конфликта с большей вероятностью прислушаются к ровесникам
Слайд 16Опасения взрослых
Дети не могут разрешать конфликты.
Программа примирения приучает нарушителей к
безответственности.
Школьникам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих целях
Участники встречи могут отомстить ведущему
Слайд 17Почему «оно нам надо»?
Потому что конфликты – неизбежная часть как
образовательно-воспитательного процесса, так и любого социального взаимодействия.
С ними приходится иметь дело каждому педагогу, специалисту, завучу, директору ОУ.
Воспитание культуры цивилизованного урегулирования и разрешения конфликтов – основа социально-психологической
(коммуникативной) компетентности.
В свете реализации ФГОС это актуально.