Слайд 1Проблемы подготовки детей к школе: прогнозирование школьных трудностей.
Подготовила:
Учитель начальных классов
1
категории
МБОУ СШ №47 г.Твери
Сергеева Регина
Владимировна
Слайд 2
ВОЗРАСТНОЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА 6-ТИ ЛЕТ
Социальное развитие
Организация дея-ти ребенка
Интеллектуальное развитие, мышление
Развитие
внимания, памяти, восприятия
Развитие движений
Личностное развитие, самосознание, самооценка
Мотивы поведения
Ведущий вид дея-ти
Произвольность психических функций
Слайд 3Социальное развитие ребенка 6-ти лет
-Хорошо ориентируются не только в знакомой обстановке,
но и в незнакомой;
- Умеют общаться со сверстниками взрослыми, знают основные правила общения;
-способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
- Стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
- Тонко реагируют на изменения отношения к ним взрослого, чутки к настроению взрослых;
Слайд 4Организация деятельности ребенка 6-ти лет
-Способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять
задание (если поставлены цель и чёткая задача действий);
-Могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, однако алгоритм сложного последовательного действия вырабатывать ещё не способны;
-Способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10-15 мин.
-Способны оценить в общем, качество своей работы, но дифференцированную оценку качества по определённым критериям дать затрудняются;
-Способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности;
Слайд 5Интеллектуальное развитие, мышление ребенка 6-7 лет
-С удовольствием воспринимают любую новую информацию,
наблюдательны, задают много вопросов;
- В 6, 7 лет - наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление;
- Доступна логическая форма мышления;
-Способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей.
Слайд 6Развитие внимания, памяти, восприятия ребенка 6-7 лет
-Способны к произвольному вниманию, но
преобладает непроизвольное;
-Устойчивость произвольного внимания невелика (10-15 мин) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка;
-Преобладает непроизвольная память, продуктивность повышается при активном восприятии;
-Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2);
-Не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой;
Слайд 7Развитие движений ребенка 6-7 лет
-Уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
-Способны
к самостоятельным, точным и ловким движениям;
-Способны освоить сложно координированные движения: гимнастика, танцы, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипеде;
-Способны к координированным движениям пальцев, кисти, рук при выполнении бытовых и учебных действий
-Способны овладеть игрой на муз. инструментах;
Слайд 8Личностное развитие, самосознание, самооценка ребенка 6-7 лет
-Способны осознать своё положение в
системе отношений со взрослыми и сверстниками;
-Стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые выполняют;
-Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться;
-Не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависима от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителя, значимых взрослых);
-В 7 лет личностное психологическое новообразование – формирование внутренней позиции школьника
Слайд 9Мотивы поведения
-Интерес к новым видам деятельности;
-Интерес к миру взрослых, стремление быть
похожими на них;
-Познавательные интересы;
-Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
-Мотивы личных достижений и признаний, самоутверждение 6 лет – «Играя познаю», 7 лет – «Хочу всё знать»
Слайд 10Ведущий вид деятельности
Игра – 6 лет. Учебная деятельность - 7 лет
Произвольность
психических функций
-Способны к волевой саморегуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил);
-Способны проявлять настойчивость, преодолевая трудности.
-В 7 лет – регуляторное новообразование: построение внутреннего плана действий. Каждый ребенок индивидуален, имеет свои темпы биологического развития и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, биологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, физиологические, соматические) условия.
Слайд 11Прогноз школьных трудностей
на основе выделения школьных факторов риска
1-я группа факторов риска:
отклонения в состоянии здоровья
2-я группа: нарушения поведения и отклонения здоровья на основе психоневрологического статуса
3-я группа: нарушения в функциональном развитии:
- несформированность процессов мышления,
- недостаточный запас сведений и знаний,
- нарушения речи,
- несформированность моторных функций,
- недостатки зрительного восприятия и слухомоторной координации
4-я группа: несформированность и нарушения деятельности
Слайд 121-я группа факторов риска: отклонения в состоянии здоровья
Варианты возможных трудностей:
Быстрая утомляемость
и истощаемость нервной системы
Неспособность выдерживать интенсивную физическую и психоэмоциональную нагрузку
В сочетании с неврологическим статусом и нарушениями в функциональном развитии (мышление, восприятие, память, моторика, речь) – вероятны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике, неумении работать в коллективном темпе и резкое снижение обучаемости во 2 классе, особенно при интенсивной программе.
Рекомендуемые меры компенсации и коррекции:
Щадящий режим учебной и неучебной работы
Избегать интенсификации и усложнения программы обучения.
Ограничение дополнительной нагрузки
При наличии неврологических заболеваний и функциональных нарушений необходима индивидуальная педагогическая коррекция и коррекция специалистов.
Слайд 132-я группа: нарушения поведения и отклонения здоровья на основе психоневрологического статуса
Варианты
возможных трудностей:
Трудности в психологической и функциональной адаптации к школе
Резкое ухудшение здоровья и поведения
Быстрая утомляемость, низкая и неустойчивая работоспособность
Неспособность выдерживать интенсивную работу в классе
Возможны комплексные выраженные трудности при обучении письму.
При сочетании с соматическими нарушениями здоровья возможны комплексные нарушения деятельности
Рекомендуемые меры компенсации и коррекции:
Щадящий режим учебной и неучебной работы
Необходим индивидуальный подход на основе темпа деятельности ребенка.
Индивидуальное объяснение материала, особый подход при обучении письму.
При наличии соматических нарушений и функциональных, необходима специфическая коррекция специалистов.
Слайд 143-я группа: нарушения в функциональном развитии:
- несформированность процессов мышления,
-
недостаточный запас сведений и знаний,
- нарушения речи,
- несформированность моторных функций,
- недостатки зрительного восприятия и слухомоторной координации
Варианты возможных трудностей:
Возможны комплекс трудностей на начальных этапах обучения (если нет других факторов риска)
Возможны осложнения адаптации на основе сложностей обучения
Вероятен комплекс трудностей при обучении письму, чтению, математике (недостаток развития восприятия)
Нарушения деятельности, усиливающиеся на протяжении учебного года (недостаток слухомоторной координации)
Рекомендуемые меры компенсации и коррекции
Рекомендуется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Необходима специальная система коррекционной помощи, по возможности более медленный темп работы.
Целесообразна работа в малых группах.
Слайд 154-я группа: несформированность и нарушения деятельности
Варианты возможных трудностей:
Трудности психологической и функциональной
адаптации.
Низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
Трудность в концентрации внимания, очень медленный темп деятельности.
Короткое время эффективной работы.
Рекомендуемые меры компенсации и коррекции:
Индивидуальный подход, индивидуальное объяснение материала.
Целесообразна работа в малой группе.
Разработка инструкций поэтапного формирования умственных действий.
Необходим щадящий режим.
При сочетании с неврологическими заболеваниями – дополнительная консультации невропатолога, психоневролога и вест комплекс рекомендуемых мер компенсаций.