Презентация, доклад на тему Проблемное обучение в начальных классах

Проблемное обучение в начальных классах, предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 12 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:


Понятие возраста. Психологическая структура возраста

Подготовила
Студентка Ш-31 группы
Малая Анна


Слайд 2
Текст слайда:

Психологические подходы к норме психического развития

С точки зрения Л.С. Выготского, психическое развитие - это процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Основной критерий - критический возраст - поворотный пункт развития психики ребенка. Кризисы - необходимые этапы развития, а чем ярче, острее, энергичнее его протекание, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С. Выготского: кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3-х лет, кризис 7 лет, кризис 13 лет, кризис 17 лет.

Личность ребенка изменяется как целое на основе закономерных изменений каждой психической функции. Каждый возрастной период характеризует особое строение сознания и особая роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет остальные.


Слайд 3
Текст слайда:

Возраст как понятие и проблема возрастной периодизации - центральные методологические проблемы возрастной психологии и психологии развития. Значителен вклад в разработку проблемы Л.С. Выготского и его последователей.
Возраст - относительно замкнутый цикл развития, имеющий структуру и динамику.
Возраст - это целостное динамическое образование, который определяет роль и удельный вес каждой линии развития человека в онтогенезе. Две основные линии развития: биологическая и социальная.
Каждый возраст - это новый тип строения личности и новый тип деятельности на основе психических и социальных изменений, характерных для данного периода возрастного развития, образующих в совокупности психоновообразования. (Л.С. Выготский).
Возраст не дан изначально. Он не является врожденной характеристикой индивида, а возникает в процессе истории развития и представляет собой конкретную культурно-историческую категорию. В современной психологии возраст подразделяют на биологический, хронологический, психологический, социальный, родительский.


Слайд 4
Текст слайда:

Психологическая структура возраста (5 компонентов):

1. Социальная ситуация развития (ССР).
2. Ведущий тип деятельности (ВТД).
3. Психоновообразования (ПН).
4. Возрастные стадии: а) стадия стабильного развития; б) сензитивная стадия; в) критическая стадия по типу возрастного кризиса.
5. Зона ближайшего потенциального развития (ЗБР).


Слайд 5
Текст слайда:

Ведущий тип деятельности (ВТД) - это ведущие отношения ребенка с действительностью на каждой стадии развития психики (Д. Эльконин, В. Давыдов и др.).

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого индивид выступает как субъект, который целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности (А.Леонтьев).
Введение понятия «деятельности» обозначило проблему психического развития с новой стороны - ребенок стал выступать как активное начало (субъект) онтогенеза. С точки зрения теории деятельности, процесс развития, включая формирование функциональных систем, производит сам субъект, а не воздействие взрослого. Т.е., это воздействие невозможно без реальной деятельностной активности самого ребенка. Психическое развитие зависит от форм и способов деятельности в онтогенезе. Это присвоение индивидом исторически сформированных способностей и функций по механизму интериоризации знаний и умений навыков, способностей, действий.


Слайд 6
Текст слайда:

Важно понимать: деятельность является ведущей не только среди других видов деятельностей, а по отношению к его психическому развитию, к формированию его психических новообразований. 3 признака ВТД:

1) Возникновение и дифференцировка других видов деятельности (в дошкольном детстве в игре ребенок учится, начинает формироваться учебная деятельность).
2) Формирование и перестройка психических процессов (в игре формируется воображение, начинает формироваться символическое (абстрактное мышление) на основе действий с предметами-заменителями).
3) От хода ВТД зависят наблюдаемые в данный период основные психологические изменения личности (игра - основной момент социально-ролевой и гендерной социализации).
Для каждого возрастного периода существует свой ВТД, который обуславливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях индивида в данный момент развития. Смена ВТД - диагностический критерий и признак перехода от одного этапа развития к другому (Д. Фельдштейн)


Слайд 7
Текст слайда:

Основные виды деятельности в онтогенезе человека

Далее (от 17 до 21/22 лет) - учебная деятельность с акцентом профориентационных ценностей, затем - профессиональная.


Слайд 8
Текст слайда:

В ВТД возникают психоновообразования (ПН) - новые психические структуры, качества и свойства личности. Центральные психоновообразования являются ведущими для всего процесса развития в данном возрасте и содержат:

1) Социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, которые определяют психическое и психологическое созревание, ход развития и отношение к среде.
2) Обобщенный результат всего возрастного психического развития и исходный пункт для формирования психообразований индивида в следующих возрастах.
3) Вокруг центральных ПН формируются частные новообразования. Так, прямохождение в 1 год стимулирует развитие зрительно-двигательной координации и психомоторного интеллекта; развитие самостоятельности (воли) в 3-х-летнем возрасте стимулирует развитие произвольного внимания, восприятия и памяти, а также самооценки, уверенности в себе и т.д.


Слайд 9
Текст слайда:

Возрастные кризисы - революционная стадия возрастного развития психики. Л.С. Выготский выделил три типа возраста: стабильный, сензитивный, критический.

Сензитивный период – возрастной период, наиболее физиологически благоприятный для развития какого-либо психического процесса, свойства или качества (например, 1-й год жизни – сензитивный для восприятия; 1,5-3 года – для развития речи).
Стабильный возраст – развитие основано на небольших изменениях и характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней. Изменения накапливаются до определенного предела, затем формируются возрастные психоновообразования (например, созревание НС для ходьбы) и гармония между ребенком и средой разрушается, возникают противоречия между возрастными психическими и физическими возможностями и сложившимися ранее формами взаимоотношений ребенка с окружающим миром взрослых.
Эти противоречия являются источником кризиса (конфликта), создавая условия для его преодоления и разрешения. Преодоление противоречия имеет взрывной характер, что свойственно критическому типу развития. Так возникает типичный возрастной кризис:


Слайд 10
Текст слайда:

«Кризис – переломный пункт в нормальном развитии ребенка. Это изменения в личности ребенка» (Л.С. Выготский). «Причина возникновения кризиса – неудовлетворение новых потребностей ребенка» (Л.И. Божович). Кризис развития - переход от одного этапа к другому на стыке двух возрастов - означает завершение предыдущего возрастного этапа и начало следующего. Критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам) и включает три этапа:

1) предкритический (отказ от прежних форм отношений и поведения;
2) критический (поиск новых форм поведения);
3) посткритический - отработка усвоенных форм поведения.
Критический период – переход на более высокий уровень при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Это норма развития.


Слайд 11
Текст слайда:

Особенности возрастных кризисов по Л.С. Выготскому: неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса; наличие кульминации в середине; наличие резких изменений в поведении. Л.И. Божович добавила депривацию (неудовлетворение) тех потребностей ребенка, которые возникают в конце каждого возрастного периода. Ребенок к концу каждого возраста совершенно иной, чем в начале, так как у него возникают новые потребности, а ССР остается прежней и ее надо изменить. Разрешение кризиса - переход на новую ССР.


Слайд 12
Текст слайда:

В современной психологии выделены возрастные кризисы взрослых, но это кризисы не психического развития, а личностные.
Таким образом, развитие – диалектический процесс, в котором эволюционные этапы постепенных изменений чередуются с революционными периодами развития (кризисами). ПН вызревают в стабильные возраста, активизируются в критических возрастах. Возрастные кризисы – центральный механизм динамики возрастного психического развития согласно закону возрастной динамики: внутренние силы развития в том или ином возрасте приводят к отрицанию и разрушению самой основы возраста, аннулируя прежнюю социальную ситуацию развития, определяя окончание возрастного этапа и наступление следующего.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть