Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого индивид выступает как субъект, который целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности (А.Леонтьев).
Введение понятия «деятельности» обозначило проблему психического развития с новой стороны - ребенок стал выступать как активное начало (субъект) онтогенеза. С точки зрения теории деятельности, процесс развития, включая формирование функциональных систем, производит сам субъект, а не воздействие взрослого. Т.е., это воздействие невозможно без реальной деятельностной активности самого ребенка. Психическое развитие зависит от форм и способов деятельности в онтогенезе. Это присвоение индивидом исторически сформированных способностей и функций по механизму интериоризации знаний и умений навыков, способностей, действий.
1) Возникновение и дифференцировка других видов деятельности (в дошкольном детстве в игре ребенок учится, начинает формироваться учебная деятельность).
2) Формирование и перестройка психических процессов (в игре формируется воображение, начинает формироваться символическое (абстрактное мышление) на основе действий с предметами-заменителями).
3) От хода ВТД зависят наблюдаемые в данный период основные психологические изменения личности (игра - основной момент социально-ролевой и гендерной социализации).
Для каждого возрастного периода существует свой ВТД, который обуславливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях индивида в данный момент развития. Смена ВТД - диагностический критерий и признак перехода от одного этапа развития к другому (Д. Фельдштейн)
1) Социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, которые определяют психическое и психологическое созревание, ход развития и отношение к среде.
2) Обобщенный результат всего возрастного психического развития и исходный пункт для формирования психообразований индивида в следующих возрастах.
3) Вокруг центральных ПН формируются частные новообразования. Так, прямохождение в 1 год стимулирует развитие зрительно-двигательной координации и психомоторного интеллекта; развитие самостоятельности (воли) в 3-х-летнем возрасте стимулирует развитие произвольного внимания, восприятия и памяти, а также самооценки, уверенности в себе и т.д.
Сензитивный период – возрастной период, наиболее физиологически благоприятный для развития какого-либо психического процесса, свойства или качества (например, 1-й год жизни – сензитивный для восприятия; 1,5-3 года – для развития речи).
Стабильный возраст – развитие основано на небольших изменениях и характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней. Изменения накапливаются до определенного предела, затем формируются возрастные психоновообразования (например, созревание НС для ходьбы) и гармония между ребенком и средой разрушается, возникают противоречия между возрастными психическими и физическими возможностями и сложившимися ранее формами взаимоотношений ребенка с окружающим миром взрослых.
Эти противоречия являются источником кризиса (конфликта), создавая условия для его преодоления и разрешения. Преодоление противоречия имеет взрывной характер, что свойственно критическому типу развития. Так возникает типичный возрастной кризис:
1) предкритический (отказ от прежних форм отношений и поведения;
2) критический (поиск новых форм поведения);
3) посткритический - отработка усвоенных форм поведения.
Критический период – переход на более высокий уровень при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Это норма развития.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть