Презентация, доклад на тему Проблемная ситуация как средство реализации ФГОС

Содержание

Главная задача нового образовательного стандарта - сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться

Слайд 1 Проблемная ситуация как средство реализации ФГОС
Альмухаметова Мадина Закиевна учитель

начальных классов
МАОУ Школа № 130
г. Уфа
Проблемная ситуация как средство  реализации ФГОСАльмухаметова Мадина Закиевна учитель начальных классовМАОУ Школа № 130г. Уфа

Слайд 2Главная задача нового образовательного стандарта - сегодня важно не столько дать

ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться
Главная задача нового образовательного стандарта - сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний,

Слайд 3У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность

к организации самостоятельной учебной деятельности. Это требует использования более эффективных современных педагогических технологий
У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Это

Слайд 4С принятием Федерального государственного образовательного стандарта в   системе образования складывается новый тип отношений

«учитель-ученик». Обучение строится от ученика. Учитель из информатора превращается в организатора учебного процесса, доминируют сотрудничество, обеспечивается мотивационное обучение, развивается самооценка, самоанализ. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать.
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта в   системе образования складывается новый тип отношений «учитель-ученик». Обучение строится от ученика. Учитель

Слайд 5Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то

трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. 
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.
Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему

Слайд 6В зависимости от того, какой из структурных компонентов действия будет представлен

в проблемной ситуации как неизвестное, возможны (по А.М.Матюшкину) три достаточно общих класса проблемных ситуаций.
К первому классу относятся такие, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия). Например, урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)
Ко второму классу относятся такие ситуации, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Сюда также относятся ситуации, возникающие в процессе обучения общим и специфическим способам решения задач в различных учебных предметах. Например, урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
В третий класс входят такие проблемные ситуации, в которых неизвестным являются новые условия действия. Ситуации этого рода чаще всего рассматриваются при формировании навыков, то есть на различных этапах тренировки усвоенного действия. Например, урок «Окружающий мир». Опыт «Измерение температуры воды». Показания термометра в воде отличаются от показаний температуры после извлечения термометра из воды. (Во время нахождения водного термометра вне воды, он дает показания температуры воздуха.).
В зависимости от того, какой из структурных компонентов действия будет представлен в проблемной ситуации как неизвестное, возможны

Слайд 7Т. В. Кудрявцевым предложено в основу проблемных ситуаций положить принцип несоответствия

или противоречия в структуре имеющихся у обучающихся знаний, умений, навыков.
Несоответствие, доходящее иногда до противоречия, возникает:
1) между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения данных задач. Например, урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 3 прибавь 6 и умножь на 4; 2) к 3 прибавь 6, умноженное на 4. У него получились вот такие записи: 3+6*4=36, 3+6*4=27 Найди ошибку в записях. Верный вариант: (3+6)*4=36 3+6*4=27.
2) между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Например, урок русского языка. Учитель говорит: «У мальчика выпал зуб. Какое последнее слово? (Зуб) Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [з][у][п] Посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова». Далее дается представление об орфограмме.
3) между научными знаниями и знаниями донаучными, житейскими, практическими. Например, урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Обучающимся предлагается изобразить в тетради машину в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Т. В. Кудрявцевым предложено в основу проблемных ситуаций положить принцип несоответствия или противоречия в структуре имеющихся у

Слайд 8Наиболее функциональной и распространенной является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной

стороны противоречий на четыре типа, которые, по мнению Мирзы Исмаиловича Махмутова, являются общими для всех учебных предметов:
1. Недостаточность прежних знаний обучающихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи.
2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях.
3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования. Использование указанных классификаций помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций на урок.
Наиболее функциональной и распространенной является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа, которые,

Слайд 9Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения и др
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:  учитель подводит школьников к противоречию и

Слайд 10В дидактике разработаны общие требования к проблеме. Она должна:
1) содержать в

себе определенную познавательную трудность, связанную с объективными противоречиями, свойственными изучаемому объекту;
2) вытекать из логики познавательного процесса;
3) содержать возможность последовательного ее членения, развертывания в вопросы, каждый из которых может являться ступенью в решении проблемы;
4) направлять учащихся на актуализацию тех знаний, которые необходимы для ее решения;
5) побуждать их к активному познавательному поиску, вызывать эмоциональное отношение к процессу поиска истины;
6) быть посильной для учащихся.
В дидактике разработаны общие требования к проблеме. Она должна:1) содержать в себе определенную познавательную трудность, связанную с

Слайд 11Разработаны два вида проблемного изложения нового материала. 
Проблемная ситуация может

создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.
 Второй вид проблемного изложения нового материала - проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.
Разработаны два вида проблемного изложения нового материала.   Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний

Слайд 12Существует две основные функции учебной проблемы:
определение направления умственного поиска, т.е.

деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы;
формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
Для учителя она является средством: управления познавательной деятельностью ученика: формирование его мыслительных способностей.
Для деятельности ученика – служит стимулом активизации логического мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Существует две основные функции учебной проблемы:  определение направления умственного поиска, т.е. деятельности ученика по нахождению способа решения

Слайд 13Существует десять способов создания проблемных ситуаций.
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению

явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
3. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов. 8. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Существует десять способов создания проблемных ситуаций.1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.2.

Слайд 14 Правила создания проблемных ситуаций:
1) Проблемные ситуации обязательно

должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.
2) Проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность - для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. С одной стороны, это служит непосредственно образовательным целям, а с другой стороны и благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.
3) Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Правила создания проблемных ситуаций:  1) Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение

Слайд 15Для решения поставленных проблем можно выделить четыре этапа:
1. Мотивационный – ученик

должен знать, зачем решать проблему, нужно ли это ему.
2. Определительный – школьник должен понять, какие действия и в каком порядке нужно выполнять.
3. Деятельный – ученик, поняв проблему и пути ее решения, может практически заняться намеченными действиями.
4. Коррекционный – проконтролировав работу учащихся, учитель указывает на ошибки, помогает их преодолеть и внести уточнения. Всю работу учитель должен строить так, чтобы на каждом уроке учащиеся решали какие- то проблемы (устно, письменно или практически).
Для решения поставленных проблем можно выделить четыре этапа:1. Мотивационный – ученик должен знать, зачем решать проблему, нужно

Слайд 16Приемы создания проблемной ситуации.
Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты,

взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. 

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Рукотворная жизнь (искусственный отбор)»

Приемы создания проблемной ситуации.Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки

Слайд 17Прием 2: состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив

классу вопрос или практическое задание на новый материал

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Басня С.В. Михалкова «Ворона и Рак»

Прием 2: состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на

Слайд 18Прием 3: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Сначала (шаг 1)

учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания. 
        Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Приспособляемость растений пустыни»
Прием 3: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом

Слайд 19Прием 4: Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих

формулирование темы урока учениками.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»

Прием 4: Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Урок русского

Слайд 20Прием5: Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет

сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся.

Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.
«В одном большом пребольшом городе жил был маленький Паровозик. Дома его все любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него проблема – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда умный старый Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз,- волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».
Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Прием5: Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом,

Слайд 21 Таким образом, можно сделать вывод,

что систематическое использование на уроках и внеурочных занятиях способов и приемов создания проблемных ситуаций способствует формированию универсальные учебные действия, расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование на уроках и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть