Слайд 1
«Проблема нарушений письменной речи»
(Памятка для учителей)
Слайд 3Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных
для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний обучающимися.
Слайд 4Значимость проблемы нарушений
письма и чтения
Слайд 6Корни проблем в овладении письмом и чтением лежат в дошкольном возрасте,
поэтому коррекционно-профилактическую работу нужно начинать еще до школы.
Для успешного овладения грамотой у ребенка в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые для этого навыки:
1) умение различать на слух все звуки речи;
2) правильное произношение всех речевых звуков;
3) владение простейшими видами звукового анализа слов;
4) достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
В случае несформированности всех этих умений к началу обучения ребенка грамоте он неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении буквы со звуком, при определении порядка следования букв при записи слова, что приведет к появлению у ребенка нарушений письменной речи.
Слайд 7В наcтоящее время растет процент предрасположенности к дисграфии и дислексии среди
старших дошкольников, так называемой «группы риска».
В Санкт-Петербурге были обследованы дошкольники подготовительных групп 44 садов (580 детей). Среди них более половины (55,5%) показали явную неготовность к началу школьного обучения.
По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%
Слайд 8Анализ 300 письменных работ второклассников (обычный диктант без каких-то дополнительных нагрузок)
показал наличие дисграфии у 53% учащихся, из них почти у половины (40,3%) она носила смешанный характер
(По данным Л.Г. Парамоновой, 2004г.).
«Это свидетельствует не только о невероятно большой распространенности дисграфии среди учащихся общеобразовательных школ, но также и о трудностях ее преодоления – многие дети «пронесли» дисграфию через всю начальную школу». Л.Г. Парамонова.
Слайд 937% учащихся переходит в среднюю школу с неустранённой дисграфией.
К 7-8
классу детей с дисграфией 39%. И эти цифры не меняются уже достаточно долгое время. В старших классах дисграфия, как правило, перетекает в дизорфографию или осложняется ею. Специфические ошибки остаются теми же, что и в начальной школе (Л.Г.Парамонова, статья «Динамика дисграфии у детей» Вестник 4-й конференции российской ассоциации дислексии, 2007 год).
Слайд 10Правовые и нормативные акты, регламентирующие процесс обучения
Слайд 11СанПиН для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ
вносились в 2016 году. Особое внимание для нас заслуживает регламентация учебной нагрузки школьника, которая отражена в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
Слайд 1210.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Гигиенические требования к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки
Слайд 1310.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели,
при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе.
Слайд 1410.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
-
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Слайд 15Симптоматика нарушений
письменной речи
Слайд 16
С целью своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен
быть знаком с проявлениями этих нарушений!
Все ошибки, которые относятся к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
Если ошибки похожи на специфические, но они редки от случая к случаю или единичны, то это результат переутомления и невнимательности.
Слайд 17Классификация ошибок в письменной речи
Смешение букв по оптическому сходству:
б-д, п-т, Е-З,
а-о, д-у
Ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения: отсутствие каких-либо звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме:
сапка /шапка/, лыба (рыба)
Слайд 18- Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству при нарушении фонематического восприятия: смешения
гласных о-у, ё-ю
и согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих звуков, смешения звуков ц, ч, щ как между собой, так и с
другими фонемами.
тубло /дупло/, шуски/сушки/, сыплята /цыплята/
- Пропуски букв и слогов, недописанные слова.
Слайд 19- Ошибки «застревания», предвосхищения, упреждения:
За зомом росла мамина. /За домом росла
малина/., предвосхищения, упреждения: Дод небом лолубым. /Под небом голубым/.
- Неспособность передавать мягкость согласных:
сольить /солить/, въезёт /везёт/, Луба /Люба/.
- Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
- Неспособность удерживать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
- Слитное написание слов в предложении, игнорирование границ предложения.
- Чтение детей с нарушениями письменной речи часто невыразительно, много элементов угадывания, соскакивания со строки, перестановки букв.
Слайд 20Рекомендации учителю
Что делать учителю, который обнаружил у ребенка признаки нарушений
письма или чтения?
Порекомендовать родителям проконсультировать ребенка у логопеда.
Проблема не бывает изолированной, решать ее также необходимо в комплексе, поэтому понадобится консультация педагога-психолога, нейропсихолога, возможно детского психиатра, невролога.
Слайд 21В ходе работы логопеда с ребенком учителю в свою очередь необходимо:
Проявлять
понимание к ребенку с нарушениями письменной речи.
Создавать положительно эмоциональный фон на уроке, режим благоприятствования, поддерживать ребенка.
Создавать ситуацию успеха.
Использовать индивидуальный подход (систему дифференцированных карточек, тестовые задания).
Поддерживать взаимодействие со специалистами (логопед, психолог) и родителями ребенка.
Слайд 22Общие принципы в работе с детьми, имеющими нарушения письма и чтения
Слайд 23ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП - создание необходимых условий для осознанности мыслительного процесса.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП
- использование в заданиях и упражнениях максимально разнообразного материала, относящегося к различным областям знаний и к различным школьным предметам.
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП - необходимость развивать у школьников базовые мыслительные операции и важнейшие интеллектуальные умения, составляющие ядро учебной, а также любой познавательной деятельности человека. Это сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщения.
ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИНЦИП - это обязательный постепенный, плавный переход от простого к более сложному.
ПЯТЫЙ ПРИНЦИП – принцип индивидуализации.
ШЕСТОЙ ПРИНЦИП - принцип взаимодействия.
СЕДЬМОЙ ПРИНЦИП - совместная деятельность нескольких учащихся.
По материалам, разработанным психологами НМЦ Москвы
Слайд 24Междисциплинарный командный подход
Слайд 25Состав междисциплинарной команды
Ребенок
Слайд 26Особенности междисциплинарной команды:
общее видение проблем ребенка;
наличие общей цели деятельности;
согласованность
действий членов команды;
взаимодополнение членов команды по функциям и ролям;
своевременное реагирование на ситуацию, в которую попал ребенок.
Слайд 27«Если хочешь что-то узнать – спроси! Нужна помощь – обратись! Не
справляешься – пригласи помощников!»
Слайд 28Список литературы
1. Лукашенко М.Л. Дисграфия: исправление ошибок при письме [Электронный ресурс]:
[практическая методика устранения недостатков правописания у школьников младших классов] / М. Л. Лукашенко, Н. Г. Свободина; рис. В. Романова. — М.: Эксмо, 2004 — 126.
2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.- 128 с.
3. Свободина Н.Г. «Фантазии на заданную тему» // Журнал «Здоровье детей», № 8/2011.