Презентация, доклад на тему Проблема нарушений письменной речи

Содержание

Актуальность проблемы

Слайд 1 «Проблема нарушений письменной речи» (Памятка для учителей)



«Проблема нарушений письменной речи»  (Памятка для учителей)

Слайд 2Актуальность проблемы

Актуальность проблемы

Слайд 3Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных

для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний обучающимися.
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и

Слайд 4Значимость проблемы нарушений письма и чтения

Значимость проблемы нарушений  письма и чтения

Слайд 5Дети «группы риска»

Дети «группы риска»

Слайд 6Корни проблем в овладении письмом и чтением лежат в дошкольном возрасте,

поэтому коррекционно-профилактическую работу нужно начинать еще до школы.

Для успешного овладения грамотой у ребенка в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые для этого навыки:
1) умение различать на слух все звуки речи;
2) правильное произношение всех речевых звуков;
3) владение простейшими видами звукового анализа слов;
4) достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
В случае несформированности всех этих умений к началу обучения ребенка грамоте он неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении буквы со звуком, при определении порядка следования букв при записи слова, что приведет к появлению у ребенка нарушений письменной речи.

Корни проблем в овладении письмом и чтением лежат в дошкольном возрасте, поэтому коррекционно-профилактическую работу нужно начинать еще

Слайд 7В наcтоящее время растет процент предрасположенности к дисграфии и дислексии среди

старших дошкольников, так называемой «группы риска». В Санкт-Петербурге были обследованы дошкольники подготовительных групп 44 садов (580 детей). Среди них более половины (55,5%) показали явную неготовность к началу школьного обучения. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%
В наcтоящее время растет процент предрасположенности к дисграфии и дислексии среди старших дошкольников, так называемой «группы риска».

Слайд 8Анализ 300 письменных работ второклассников (обычный диктант без каких-то дополнительных нагрузок)

показал наличие дисграфии у 53% учащихся, из них почти у половины (40,3%) она носила смешанный характер
(По данным Л.Г. Парамоновой, 2004г.).

«Это свидетельствует не только о невероятно большой распространенности дисграфии среди учащихся общеобразовательных школ, но также и о трудностях ее преодоления – многие дети «пронесли» дисграфию через всю начальную школу». Л.Г. Парамонова.
Анализ 300 письменных работ второклассников (обычный диктант без каких-то дополнительных нагрузок) показал наличие дисграфии у 53% учащихся,

Слайд 937% учащихся переходит в среднюю школу с неустранённой дисграфией.
К 7-8

классу детей с дисграфией 39%. И эти цифры не меняются уже достаточно долгое время. В старших классах дисграфия, как правило, перетекает в дизорфографию или осложняется ею. Специфические ошибки остаются теми же, что и в начальной школе (Л.Г.Парамонова, статья «Динамика дисграфии у детей» Вестник 4-й конференции российской ассоциации дислексии, 2007 год).

37% учащихся переходит в среднюю школу с неустранённой дисграфией. К 7-8 классу детей с дисграфией 39%. И

Слайд 10Правовые и нормативные акты, регламентирующие процесс обучения

Правовые и нормативные акты, регламентирующие процесс обучения

Слайд 11СанПиН для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ

вносились в 2016 году. Особое внимание для нас заслуживает регламентация учебной нагрузки школьника, которая отражена в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
СанПиН для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ вносились в 2016 году. Особое внимание

Слайд 1210.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения,

состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части,

Слайд 1310.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели,

при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе.

10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки

Слайд 1410.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
-

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной

Слайд 15Симптоматика нарушений письменной речи

Симптоматика нарушений  письменной речи

Слайд 16
С целью своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен

быть знаком с проявлениями этих нарушений!
Все ошибки, которые относятся к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
Если ошибки похожи на специфические, но они редки от случая к случаю или единичны, то это результат переутомления и невнимательности.

С целью своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений!Все

Слайд 17Классификация ошибок в письменной речи
Смешение букв по оптическому сходству:
б-д, п-т, Е-З,

а-о, д-у

Ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения: отсутствие каких-либо звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме:
сапка /шапка/, лыба (рыба)


Классификация ошибок в письменной речиСмешение букв по оптическому сходству:б-д, п-т, Е-З, а-о, д-у Ошибки, связанные с нарушением

Слайд 18- Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству при нарушении фонематического восприятия: смешения

гласных о-у, ё-ю и согласных р-л, й-ль; парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих звуков, смешения звуков ц, ч, щ как между собой, так и с другими фонемами. тубло /дупло/, шуски/сушки/, сыплята /цыплята/ - Пропуски букв и слогов, недописанные слова.
- Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству при нарушении фонематического восприятия: смешения гласных о-у, ё-ю  и согласных

Слайд 19- Ошибки «застревания», предвосхищения, упреждения: За зомом росла мамина. /За домом росла

малина/., предвосхищения, упреждения: Дод небом лолубым. /Под небом голубым/. - Неспособность передавать мягкость согласных: сольить /солить/, въезёт /везёт/, Луба /Люба/. - Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок. - Неспособность удерживать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву. - Слитное написание слов в предложении, игнорирование границ предложения. - Чтение детей с нарушениями письменной речи часто невыразительно, много элементов угадывания, соскакивания со строки, перестановки букв.
- Ошибки «застревания», предвосхищения, упреждения: За зомом росла мамина. /За домом росла малина/., предвосхищения, упреждения: Дод небом

Слайд 20Рекомендации учителю
Что делать учителю, который обнаружил у ребенка признаки нарушений

письма или чтения?
Порекомендовать родителям проконсультировать ребенка у логопеда.
Проблема не бывает изолированной, решать ее также необходимо в комплексе, поэтому понадобится консультация педагога-психолога, нейропсихолога, возможно детского психиатра, невролога.

Рекомендации учителю Что делать учителю, который обнаружил у ребенка признаки нарушений письма или чтения? Порекомендовать родителям проконсультировать

Слайд 21В ходе работы логопеда с ребенком учителю в свою очередь необходимо:
Проявлять

понимание к ребенку с нарушениями письменной речи.
Создавать положительно эмоциональный фон на уроке, режим благоприятствования, поддерживать ребенка.
Создавать ситуацию успеха.
Использовать индивидуальный подход (систему дифференцированных карточек, тестовые задания).
Поддерживать взаимодействие со специалистами (логопед, психолог) и родителями ребенка.
В ходе работы логопеда с ребенком учителю в свою очередь необходимо:Проявлять понимание к ребенку с нарушениями письменной

Слайд 22Общие принципы в работе с детьми, имеющими нарушения письма и чтения

Общие принципы в работе с детьми, имеющими нарушения письма и чтения

Слайд 23ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП - создание необходимых условий для осознанности мыслительного процесса.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП

- использование в заданиях и упражнениях максимально разнообразного материала, относящегося к различным областям знаний и к различным школьным предметам.
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП - необходимость развивать у школьников базовые мыслительные операции и важнейшие интеллектуальные умения, составляющие ядро учебной, а также любой познавательной деятельности человека. Это сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщения.
ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИНЦИП - это обязательный постепенный, плавный переход от простого к более сложному.
ПЯТЫЙ ПРИНЦИП – принцип индивидуализации.
ШЕСТОЙ ПРИНЦИП - принцип взаимодействия.
СЕДЬМОЙ ПРИНЦИП - совместная деятельность нескольких учащихся.

По материалам, разработанным психологами НМЦ Москвы
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП - создание необходимых условий для осознанности мыслительного процесса.ВТОРОЙ ПРИНЦИП - использование в заданиях и упражнениях

Слайд 24Междисциплинарный командный подход

Междисциплинарный командный подход

Слайд 25Состав междисциплинарной команды

Ребенок






Состав междисциплинарной командыРебенок

Слайд 26Особенности междисциплинарной команды:
общее видение проблем ребенка;
наличие общей цели деятельности;
согласованность

действий членов команды;
взаимодополнение членов команды по функциям и ролям;
своевременное реагирование на ситуацию, в которую попал ребенок.
Особенности междисциплинарной команды:общее видение проблем ребенка; наличие общей цели деятельности; согласованность действий членов команды;взаимодополнение членов команды по

Слайд 27«Если хочешь что-то узнать – спроси! Нужна помощь – обратись! Не

справляешься – пригласи помощников!»
«Если хочешь что-то узнать – спроси! Нужна помощь – обратись! Не справляешься – пригласи помощников!»

Слайд 28Список литературы 1. Лукашенко М.Л. Дисграфия: исправление ошибок при письме [Электронный ресурс]:

[практическая методика устранения недостатков правописания у школьников младших классов] / М. Л. Лукашенко, Н. Г. Свободина; рис. В. Романова. — М.: Эксмо, 2004 — 126. 2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.- 128 с. 3. Свободина Н.Г. «Фантазии на заданную тему» // Журнал «Здоровье детей», № 8/2011.
Список литературы  1. Лукашенко М.Л. Дисграфия: исправление ошибок при письме [Электронный ресурс]: [практическая методика устранения недостатков

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть