Слайд 1
Приемы перцептивного общения
Психолог Шиловский О. А.
Слайд 2Цель общения во взаимопонимании, а точнее – в передаче и получении
информации. Для медиатора, безусловно, более важным является момент получения информации.
Слайд 3типы восприятия информации
Визуал
Аудиал
Кинестетик
Дискреты (дигиталы)
Слайд 4Ключевые аспекты взаимодействия
Визуал – внешний вид собеседника, мимика, жестикуляция, схемы, презентации,
рисунки.
Аудиал - тембр, тон, скорость речи, умение слушать и слышать собеседника.
Кинестетик – комфортное расположение, тактильный контакт, конспектирование, спокойная размеренная речь.
Дискрет – рациональность, склонность к логике и анализу, неординарность мышления.
Слайд 5Способы речевого взаимодействия
Визуал – Я вижу вы говорите об этом…; Это
выглядит неплохо…; Я вижу это таким образом…
Аудиал – Я вас слушаю…; По-моему звучит не плохо…; Эта мысль постоянно звенит в голове…
Кинестетик – Я чувствую все это нутром…; мне нужно все хорошенько взвесить…; Это очень скользкая ситуация…
Дискрет – Все в соответствии с правилами, четко, ясно и по существу
Слайд 6Техники ведения беседы
Не способствующие пониманию партнера.
Промежуточные техники.
Способствующие пониманию партнера.
Слайд 71. Негативная оценка – в беседе мы сопровождаем высказывания партнера репликами вроде:
«Глупости ты говоришь…», «Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь…», «Я бы мог вам это объяснить, но боюсь, вы не поймете…» и т.п.
2. Игнорирование – мы не принимаем во внимание того, что говорит партнер, пренебрегаем его высказываниями.
3. Эгоцентризм – мы пытаемся найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют нас самих.
Слайд 81. Вы спрашиваете – мы задаем партнеру вопрос за вопросом, явно стараясь
разузнать что-то, но не объясняем ему своих целей.
2. Замечания о ходе беседы – в ходе беседы мы вставляем высказывания типа: «Пора приступить к предмету разговора…», «Мы несколько отвлеклись от темы…», «Давайте вернемся к цели нашего разговора…» и т.д.
3. Поддакивание – мы сопровождаем высказывания партнера реакциями типа: «Да-да…», «Угу…»
Слайд 91. Вербализация, ступень A – проговаривание. Мы дословно повторяем высказывания партнера. При
этом можно начинать с вводной фразы: «Как я понял Вас…», «По Вашему мнению…», «Ты считаешь…» и т.п.
2. Вербализация, ступень B – перефразирование, Мы воспроизводим высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Другими словами ты считаешь, что…» и др.
3. Вербализация, ступень C – интерпретация и развитие идеи. Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположение относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, что…» или «Вы так считаете, видимо, потому что…»
Слайд 10Темперамент
Сангвиник
Меланхолик
Холерик
Флегматик
Слайд 11Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с
быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно
Слайд 12Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует
на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.
Слайд 13Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением
с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Слайд 14Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп
на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.