Презентация, доклад на тему Причины суицидального поведения. Меры профилактики.

Содержание

АктуальностьСуицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических заболеваний и заболеваний сердца).По данным ВОЗ около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст.В России за последние 6-7 лет частота

Слайд 1Социально-психологическая характеристика суицидального поведения детей и подростков.

Социально-психологическая характеристика суицидального поведения детей и подростков.

Слайд 2Актуальность

Суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после

онкологических заболеваний и заболеваний сердца).

По данным ВОЗ около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст.

В России за последние 6-7 лет частота суицидов составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков (средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч).
АктуальностьСуицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических заболеваний и заболеваний сердца).По данным

Слайд 3Основные понятия в области суицидального поведения.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным

исходом (лишение жизни).
Согласно концепии А.Г. Амбрумовой, суицид рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживания ею микросоциального конфликта.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности (включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и угрозы).

Основные понятия в области суицидального поведения.Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение жизни).Согласно концепии А.Г. Амбрумовой,

Слайд 4Пресуицидальный период

У человека появляются размышления об отсутствии ценностей жизни («жить не

стоит, устал от такой жизни», «когда это все кончится», «достало все» и т.п).
Пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни («хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться», «хорошо бы заболеть какой-нибудь страшной болезнью» и т.п)





Собственно суицидальный период (осознанное желание умереть, разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия).



Этапы подготовки человеком совершения самоубийства

Пресуицидальный периодУ человека появляются размышления об отсутствии ценностей жизни («жить не стоит, устал от такой жизни», «когда

Слайд 5Классификация суицидального поведения
Демонстративное поведение – стремление подростка обратить внимание на себя

и свои проблемы, показать как ему трудно справляться с жизненными ситуациями (просьба о помощи).

Аффективное суицидальное поведение – суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций.

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий.


Классификация суицидального поведенияДемонстративное поведение – стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему

Слайд 6Э. Шнейдман выделяет общие черты, свойственные всем суицидентам:
общая цель всех суицидентов

– поиск решения;

общим стимулом является непереносимая душевная боль;

общей эмоцией является беспомощность;

общим внутренним отношением к суициду является двойственность (амбивалентность);

общим действием при суициде является бегство;


Э. Шнейдман выделяет общие черты, свойственные всем суицидентам:общая цель всех суицидентов – поиск решения;общим стимулом является непереносимая

Слайд 7Мотивы суицидального поведения
«Призыв» («крик о помощи»).
Цель – привлечь к себе

внимание, получить помощь и поддержку от окружающих («Чтобы другие люди поняли, какое сильное отчаяние я чувствую»).
Суицидальная попытка обычно совершается в присутствии окружающих или человек стремится сделать так, чтобы окружающие узнали о его поступке.
Лица, руководствующиеся данным мотивом обычно не думают о летальном исходе своих действий, они чаще сосредоточены на том, как окружающие прореагируют на их действия.
Мотивы суицидального поведения«Призыв» («крик о помощи»). 	Цель – привлечь к себе внимание, получить помощь и поддержку от

Слайд 8Протест
Цель – выразить свой протест против происходящего («Чтобы наказать виновных, чтобы

им стало хуже»).
Самоповреждающие действия обычно не планируются, нередко совершаются в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Избегание
Совершается под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению положения («Ситуация была так не выносима, что я просто не знал, что еще нужно сделать»)


Протест	Цель – выразить свой протест против происходящего («Чтобы наказать виновных, чтобы им стало хуже»).	Самоповреждающие действия обычно не

Слайд 9Самонаказание.
Совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к

себе («Хотел наказать себя»)

Отказ
Включает случаи, когда человек совершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование (в связи с потерей близкого человека, тяжелым заболеванием, невозможностью исполнять прежние социальные роли). «Сделал это, чтобы умереть», «Хотел быть с умершим любимым человеком».
Суицидальные действия обычно носят спланированный характер и совершаются в одиночестве.

Самонаказание.Совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе («Хотел наказать себя»)ОтказВключает случаи, когда

Слайд 10Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
Младший школьный возраст – смерть

считают маловероятной, не считают необратимой. В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Отсутствует страх смерти ввиду несформированности самого понятия смерти. Большое значение для этого возраста имеет отягощенный семейный анамнез (гиперопека, авторитарность родителей с ригидными установками, низкий культурный и образовательный уровень).
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростковМладший школьный возраст – смерть считают маловероятной, не считают необратимой. В

Слайд 11Особенности суицидального поведения на разных этапах подросткового возраста
Младший подростковый возраст (12-14

лет) – суицидальные поведения не планируются, совершаются в ситуациях угрозы наказания. Это не истинное стремление к смерти, а желание избежать конфликта, уйти от трудных ситуаций. Не имеет тяжелых медицинский последствий.

Средний подростковый возраст (15-16 лет) – демонстративные самоповреждения в состоянии аффекта, попытки, имеющие цель отомстить обидчику, наказать окружающих. Последствия тяжелые.
Особенности суицидального поведения на разных этапах подросткового возрастаМладший подростковый возраст (12-14 лет) – суицидальные поведения не планируются,

Слайд 12Группа риска среди подросткового возраста
-подростки, имеющие предыдущую попытку суицида (парасуицид);
- подростки,

демонстрирующие суицидальные угрозы (прямые или завуалированные);
подростки, имеющие тенденцию к самоповреждению (аутоагрессию);
Подростки, у которых в роду было суицидальное поведение и суицид;
Алкоголизированные подростки;
Подростки с хроническим употреблением ПАВ;
Подростки в состоянии депрессии;
Подростки, переживающие утраты (смерть близкого человека);
Подростки, у которых выраженные семейные проблемы (уход значимого взрослого, развод, семейное насилие и т.п)
Группа риска среди подросткового возраста-подростки, имеющие предыдущую попытку суицида (парасуицид);- подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы (прямые или завуалированные);подростки,

Слайд 13Факторы суицидального риска
Пол:
взрослые мужчины чаще склонны к суицидальному поведению, чем

женщины;
в подростковом возрасте девушки чаще демонстрируют суицидальное поведение, чем юноши;
в 14 лет приблизительно суицидальное поведение одинаково и у девушек , и у юношей.
2. Возраст:
пики суицида – подростковый возраст (15-16 лет), пожилой возраст (60-75);
3. Наличие психического заболевания (депрессия, шизофрения, зависимость, личностные расстройства).
4. Индивидуально-психологические особенности:
Сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;
Категоричность;
Незрелость;
Неадекватная самооценка;
Снижение и утрата ценности жизни;
Когнитивная ригидность.

Факторы суицидального рискаПол: взрослые мужчины чаще склонны к суицидальному поведению, чем женщины;в подростковом возрасте девушки чаще демонстрируют

Слайд 14Факторы детского и подросткового суицида
1. Неблагоприятная семейная обстановка.
2. Психологическая неадекватность в

воспитании.
3. Подростковое одиночество.
4. Трудно протекающий пубертат.
5. Личностная импульсивность.

Факторы детского и подросткового суицида1. Неблагоприятная семейная обстановка.2. Психологическая неадекватность в воспитании.3. Подростковое одиночество.4. Трудно протекающий пубертат.5.

Слайд 15Диагностические признаки суицидального поведения
Уход в себя
Капризность, привередливость (частые колебания настроения).
Депрессия.
Агрессивность.
Саморазрушающее и

рискованное поведение.
Потеря самоуважения.
Изменение аппетита (отсутствие или ненормально повышенный).
Изменение режима сна.
Изменение успеваемости.
Внешний вид.
Раздача подарков окружающим.
Приведение дел в порядок.
Перемены в поведении.
Угроза.
Словесные предупреждения («Я решил покончить с собой», «Лучше умереть», «Ненавижу всех и все», «Больше не могу», «Ненавижу свою жизнь»).

Диагностические признаки суицидального поведенияУход в себяКапризность, привередливость (частые колебания настроения).Депрессия.Агрессивность.Саморазрушающее и рискованное поведение.Потеря самоуважения.Изменение аппетита (отсутствие или

Слайд 16Вопросы, которые следует задать ребенку, который может совершить самоубийство.
Как дела? Как

ты себя чувствуешь?
Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что-то случилось?
Что ты собираешься делать?
Ты надумал покончить с собой?
Как бы ты это сделал?
А что если ты причинишь себе боль?
Если на шкале «хорошее самочувствие» стоит на отметке «0», а желание совершить самоубийство на отметке «10», то на какой бы отметке ты расположил свое состояние?
Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что случилось?
Если бы я попросил бы тебя пообещать мне , не причинять себе боль, то ты бы смог это сделать? Что бы помешало тебе дать это обещание?
Что могло бы тебе помочь справиться с трудностями сейчас?
От кого бы ты хотел эту помощь получить?
Хочешь ли ты посоветоваться со специалистом?
Если тебе пришлось пообещать не убивать себя, смог бы ты сдержать это слово? На какое время?
Вопросы, которые следует задать ребенку, который может совершить самоубийство.Как дела? Как ты себя чувствуешь?Ты выглядишь, словно в

Слайд 17Правило общения с ребенком.
Говорить с ребенком открыто и прямо;
Дать почувствовать ребенку,

что вам не все равно, что с ним происходит;
Слушать с чувством искренности и понимания;
Отстаивать свою точку зрения, что самоубийство – неэффективное решение проблемы;
Прибегнуть к помощи «авторитетных лиц» для оказании поддержки ребенку;
Заключить соглашение о «не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;
Подумать, кто может помочь ребенку: родители, психолог или человек, которому ребенок доверяет;
При осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический диспансер или больницу;
Просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его на попечение другого взрослого;
Правило общения с ребенком.Говорить с ребенком открыто и прямо;Дать почувствовать ребенку, что вам не все равно, что

Слайд 18- Попытаться установить, на сколько произшедшая ситуация стала кризисной и суицидоопасной;
-

Попытаться выявить «зоны сохранной моральной мотивации», которые могут выступить в качестве антисуицидальных факторов (чувство долга, ответственности, достоинство, гордость, совесть, стыдливость, стремление избежать негативных санкций и мнений, стремление поддержать собственный престиж и т.д).
- Попытаться установить, на сколько произшедшая ситуация стала кризисной и суицидоопасной;- Попытаться выявить «зоны сохранной моральной мотивации»,

Слайд 19Не надо делать следующее:

Не говорить: «Посмотри на все, ради чего ты

должен жить»;
Не вдаваться в философские рассуждения;
Не оставлять там, где находится ребенок предметы, с помощью которых возможно самоубийство;
Не пытаться выступать в роли судьи;
Не думать, что ребенок ищет только внимания;
Не оставлять ребенка одного;
Не держать в секрете то, о чем вы думаете.

Не надо делать следующее:Не говорить: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить»;Не вдаваться в философские рассуждения;Не

Слайд 20Важная информация
Как правило, суицид не происходит без предупреждения;
Суицид можно предотвратить;
Разговоры о

суициде не наводят подростков на мысли о суициде;
Суицид не передается по наследству;
Суициденты, как правило, психически здоровы;
Тот, кто говорить о суициде, совершает суицид;
Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание;
Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
Суицид следствие не одной неприятности, а многих.
Самоубийство может совершить каждый.
Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск.


Что могут увидеть педагоги

Изменение внешнего вида, самоизоляция, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим принадлежностям, частые прогулы, резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему.

Важная информацияКак правило, суицид не происходит без предупреждения;Суицид можно предотвратить;Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли

Слайд 21Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть