Слайд 1
Причины
подросткового
суицида
педагог-психолог
МАОУ «Гимназия №2»
г. Стерлитамак РБ
Л.Ф. Белявских
Слайд 2Суицид – это поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни,
а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации
Слайд 3Демонстративное поведение (суицидальное поведение чаще всего проявляется в виде порезов вен,
отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения).
Слайд 4Аффективное суицидальное поведение (попытки повешения, отравление токсичными и сильнодействующими препаратами).
Слайд 5Истинное суицидальное поведение (чаще всего прибегают к повешению).
Слайд 6Возраст подростков, совершающих суицид
17 лет - 32% попыток
16 лет – 31
% попыток
15 лет – 21 % попыток
14 лет - 12 % попыток
12-13 лет – 4% попыток
Слайд 7Причины суицида подростков
Потери:
Разрыв романтических отношений.
Смерть любимого человека.
Смерть домашнего животного.
Потеря «лица» (например,
мальчик, который публично заявил что намерен стать капитаном футбольной команды и не смог этого сделать; девочка, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута).
Развод родителей.
Смерть кумира и подражание.
Слайд 8
Давления в школе (стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных
заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание).
Давление со стороны сверстников. (Стремление быть принятым; нравы группы; сходства в манере одеваться; наркотики; алкоголь; секс; музыкальные пристрастия).
Давление родителей (успех; деньги; выбор подобающего образования; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями в вопросах воспитания; одежда, музыка; «проповеди родителей», а не личный пример, воспитание родителями по принципу «держать в ежовых рукавицах»).
Слайд 9Низкая самооценка
Физическая непривлекательность.
Ощущение второсортности.
Сексуальность.
Одежда.
Физическое бессилие.
Неуспешность в учебе.
Слайд 10
Недостаток
общения:
чувство изолированности,
одиночества,
изгойства
Бесперспективность и безнадёжность:
мрачное видение будущего, подавленность чувством безысходности
Слайд 11Пропагандируют суицид:
Молодёжные течения (эмо, готы и др.)
Компьютерные игры
Фильмы
Песни и клипы
Слайд 12Признаки суицида
завуалированное или прямое предупреждения о суициде;
изменение отношения к учёбе;
потеря
интересов, хобби ;
подросток перестаёт строить планы на будущее;
подросток перестаёт следить за собой или, наоборот, резко меняет имидж
подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам, в которых, так или иначе упоминается смерть.
Слайд 13Признаки депрессии
Снижение внимания или неспособность к ясному мышлению, т.е. нерешительность;
Потеря или
чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;
Вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;
Снижение эффективности или продуктивности в работе, учебе, быту;
Чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
Слайд 14
Изменение обычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;
Пессимистическое отношение к будущему,
негативное отношение к прошлому;
Неадекватная реакция на похвалу или награду;
Чувство глубокой печали переходящей в плач;
Изменение аппетита с последующей потерей или увеличением веса;
Повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;
Слайд 15Риск суицида высок, если
1) существует конкретный детализированный план;
2) в данный момент
имеется все необходимое для его реализации;
3) выбранный способ самоубийства обладает высокой степенью летальности (например, падение с высоты, бросок под поезд или автомобиль, использование огнестрельного оружия и т.д.;)
Слайд 164) выполнена вся подготовительная работа (отданы долги, припасены похоронные принадлежности, написана
предсмертная записка.
Слайд 17Рекомендации по общению с потенциальным самоубийцей
1. Выразите свою заинтересованность личностью и
судьбой собеседника, а если это уместно, то и любовь к нему.
2. Задавайте вопросы в прямой, искренней и спокойной манере; используйте технику активного слушания.
3. Выясните, насколько ясный образ будущего суицидального действия сформирован у собеседника: - имеется ли у него суицидальный план; - намечены ли время и место исполнения; - были ли суицидальные мысли и попытки в прошлом; - как он сам оценивает вероятность своего суицида. Помните, что чем более обстоятельно разработан план, тем больше вероятность его реализации.
Слайд 18 4. Попытайтесь выяснить причины желания совершить самоубийство. Не принуждайте собеседника
говорить о них, если рассказ для него слишком болезнен.
5.Попросите его рассказать о чувствах, которые он испытывает из-за возникших проблем.
6. Спросите, приходилось ли ему рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само) изоляции.
7. Будьте готовы к тому, что вы будете вовлечены (возможно, на длительное время) в психотерапевтическую работу с вашим собеседником.
Слайд 19Что не следует делать
- отвечать на заявления о суицидальных намерениях
(сколь бы нелепо, с вашей точки зрения, они не звучали) репликами типа: "Слышать не хочу о таких глупостях", "Стоит ли говорить о вещах, которых все равно не совершишь?" Такие ответы могут только заставить вашего собеседника пожалеть о том, что он воспользовался кризисной линией;
Слайд 20- показывать, что вы шокированы заявлениями обратившегося, даже если вы действительно
испытали эмоциональное потрясение;
- вступать в дискуссию о допустимости самоубийства. Сообщите только, что вы не хотите, чтобы собеседник уходил из жизни.
Слайд 21Помните, что квалифицированную помощь человеку, совершившему попытку суицида или только планирующему
его, может оказать опытный психиатр или психотерапевт