Слайд 1Причины плохого поведения школьников на уроках
Педагог-психолог С.А. Луцкая
МБОУ «Средняя школа №
4»
2016 г.
Слайд 2Ситуация № 1
Начался урок. Но один ученик не хочет сесть на
место и слушать новую тему. Он ходит по классу, танцует и поет. Ученики смеются, подыгрывают однокласснику. Учитель ругает ученика, заставляет сесть на место. Тот садиться, но и сидя за партой продолжает напевать песни. Учитель забирает его дневник и выгоняет из класса. Ученик стоит за дверью, также танцует и поет и мешает остальным урокам.
Вопросы:
Каковы могут быть причины такого поведения ученика?
Почему так поступил учитель?
Как мог бы поступить учитель для более успешного решения проблемы?
Слайд 3Ситуация № 2
Ученик, услышав новую тему, заявляет, что знает ее прекрасно.
Мешает учителю рассказать её остальным ученикам. Отвлекает учителя, прерывает своими комментариями. На замечания учителя не реагирует. За что учитель ставит 2 ему в журнал. Но и это ученика не останавливает.
Вопросы:
Каковы могут быть причины такого поведения ученика?
Почему так поступил учитель?
Как мог бы поступить учитель для более успешного решения проблемы?
Слайд 4Ситуация № 3
После того, как учитель поставил двойку ученику за неподготовленный
урок, родители запрещают ему гулять на неделю и забирают телефон и планшет. Он подговаривает весь класс прогулять урок. А как раз на этом уроке должна была быть годовая контрольная работа.
Вопросы:
Каковы могут быть причины такого поведения ученика?
Почему так поступил учитель?
Как мог бы поступить учитель для более успешного решения проблемы?
Слайд 5Ситуация № 4
Ученик всегда вовремя сдает письменные домашние работы. А вот
на уроке литературы он всегда отказывается отвечать, выходить к доске. Учитель делает ему замечания, стыдит перед классом за невыученный урок, всегда ставит двойки. Может залезть под парту, если учитель пытается его заставить рассказать хоть что-нибудь.
Вопросы:
Каковы могут быть причины такого поведения ученика?
Почему так поступил учитель?
Как мог бы поступить учитель для более успешного решения проблемы?
Слайд 6В основе этих ситуаций лежат мотивы плохого поведения учеников
Мотив привлечения внимания;
Мотив
власти;
Мотив мести;
Мотив избегания неудач.
Слайд 7Почему возникают проблемы в решении этих ситуаций
Учитель неверно истолковывает мотивы поведения
ученика;
Учитель не может обратить на всех должное внимание из-за большой нагрузки и наполняемости класса;
Учитель неверно выделил структуру социума класса: лидера, и возможного изгоя;
Учитель тоже человек и иногда и ему трудно справиться со своими эмоциями, накопленным стрессовым состоянием, профессиональным выгоранием.
Слайд 8Причины мотивов плохого поведения
Мотив привлечения внимания: неумение привлечь внимание более социально
приемлемыми способами, заниженная самооценка.
Мотив власти: лидерские качества ученика, не имеющие социально приемлемомого выхода, высокая самооценка.
Мотив мести: ученик попадал в ситуации, где были сильно задеты его чувства и он не имел возможности защититься. На малейшее замечание реагирует обидой, заниженная самооценка.
Мотив избегания неудач: заниженная самооценка, застенчивость, страх и тревога, высокие требования от родителей, болезненные неудачи в прошлом.
Слайд 9Мотивы ситуаций
Ситуация № 1 – мотив привлечения внимания;
Ситуация № 2 –
мотив власти;
Ситуация № 3 – мотив мести;
Ситуация № 4 – мотив избегания неудач.
Слайд 10Как разрешить такие ситуации
Мотив привлечения внимания: участие в творческих и спортивных
мероприятиях, творческие задания, ситуация успеха перед сверстниками в более социально приемлемой форме, поговорить с учеником – возможно у него есть какие-либо проблемы, к которым он пытается привлечь внимание взрослых.
Слайд 11Мотив власти: помочь проявить ученику свой лидерский потенциал, назначив старостой, помощником
на уроках, председателем какой-либо ученической организации или секции (главный редактор школьной газеты, организатор мероприятий). Если в классе есть ученик с мотивом власти и с мотивом привлечения внимания, то их можно поставить в сотрудничество в творческом мероприятии. Тогда будет создан союз: хороший лидер и исполнитель.
Слайд 12Мотив мести: поговорить с учеником, узнать у него о причине мести,
разрешить конфликт. Дать дополнительное задание в наказание: например, тематический доклад на классном часу. Похвалить, поставив в ситуацию успеха. Задействовать в групповую работу, создавая в группе ситуацию успеха (давать посильные поручения, хвалить за выполнение). В группе единомышленников и друзей он будет чувствовать себя более уверенным и защищенным.
Слайд 13Мотив избегания неудач: выяснить причины страха и тревоги, поговорить с учеником.
Создать ситуацию успеха: дать легкое поручение, за выполнение которого его можно похвалить перед сверстниками с целью повышения самооценки. Например: создание школьной или классной стенгазеты, рисунки и поделки на конкурсы. Постепенно вводить в групповую работу, помогая ребенку быть ближе к сверстникам, не боятся чужой реакции и доверять людям.