Слайд 1Иванова З.В.
Неуспеваемость обучающихся:
причины и предупреждение
Слайд 2Все дети от природы
имеют предрасположение,
стремление к знанию,
всех их
можно учить.
Аристотель
ПРИМЕЧАНИЕ
Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"
в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Понятие «неуспеваемость»
Слайд 3
Одна из задач школы - это повышение качества образования.
Преодоление неуспеваемости -
важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Решение этой задачи в условиях общеобразовательной школы является актуальной и необходимой.
Слайд 4Виды неуспеваемости
Абсолютная неуспеваемость. Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником
учебных требований, что определяет полное не усвоение учебного материала.
Относительная неуспеваемость - это недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала.
Слайд 5Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться
дальше без помощи учителя.
Хаббард.
ПРИМЕЧАНИЕ
Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"
в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Слайд 6Типология неуспевающих учащихся
Первая группа - учащиеся, у которых отсутствуют мотивы
учения;
вторая группа - учащиеся, которые проявляют слабые способности к обучению;
третья группа - учащиеся с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.
Слайд 7Первый тип - «плохой работник»
Такой ученик невнимательно воспринимает задания, часто их
не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит. На уроках работает пассивно и постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы, не подмечает своих неудач и трудностей, не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу.
Слайд 8Второй тип - «патологические неуспевающие».
К этому типу относится ученик, часто имеющий
неудачи в учении. Такого типа ученики заявляют «не могу» до начала работы, они нуждаются в постоянном контроле педагога или учащихся. Учебные трудности и неудачи переносятся тяжело, эмоционально болезненно. В данном случае выделенные черты носят психологический характер.
Слайд 9Современная типология неуспевающих детей
Дети с задержкой психического развития
Недостаточно развитые для школы
дети
Функционально не созревшие дети.
Ослабленные дети.
Системно отстающие дети.
Нестандартные дети
Социально запущенные дети.
Слайд 10Внешние и внутренние причины неуспеваемости
«Болезнь легче предупредить, чем лечить»
Слайд 11Внешние причины неуспеваемости учеников
Школьная образовательная среда
несоответствие интеллектуальной сферы ребёнка и системы
обучения в школе.
конфликтная ситуация между учителем и учеником.
несовершенство организации образовательного процесса.
недостатки дидактических и воспитательных воздействий
Семья
Слайд 12Внутренние причины неуспеваемости.
дефекты здоровья школьников
низкое развитие интеллекта
отсутствие мотивации учения.
слабое развитие волевой
сферы у учащихся.
Слайд 13Неуспеваемость: предупреждение и устранение
Если запастись терпением и проявить старание, то
посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Леонардо да Винчи.
Слайд 14Пути преодоления неуспеваемости
1. Педагогическая профилактика
2. Педагогическая диагностика
3. Педагогическая терапия
4. Воспитательное воздействие.
Слайд 15Виды помощи неуспевающему ученику
Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте! Спасибо вам скажет
сердечное русский народ.
Н.А. Некрасов
Слайд 16Марьяна Михайловна Безруких - психолог, профессор и лауреат Премии Президента РФ
в области образования
Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
Второй принцип – для успешного решения коррекции учебных трудностей необходимо учитывать, как внешние, так и внутренние факторы.
Слайд 17
Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами - это помощь,
при которой корректируются не трудности обучения, а причины, вызывающие их.
Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая такие меры как оптимизация процесса обучения, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе.
Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.
Слайд 18виды помощи неуспевающим
1. Помощь должна быть направлена на изменение особенностей мыслительной
деятельности
Для активизации мыслительной деятельности учащихся служат вопросы педагога. Они являются одним из самых распространенных приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную и поисковую деятельность учащихся.
Учитель, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, может использовать две основные группы вопросов:
вопросы, направленные на восстановление и воспроизведение ранее усвоенных знаний,
проблемные вопросы, направленные на поиск новых знаний.
При применении вопросов в сочетании обеих групп достигается их максимальная эффективность.
Слайд 192. Помощь ученику на уроке.
рациональное распределение учебного материала
дифференцированный подход в обучении
При
выполнении самостоятельной работы на уроке неуспевающим учащимся нужно предлагать разбивку заданий на дозы, этапы, выделять в работе простые задания, делать ссылку на аналогичное задание, выполненное ранее. Для таких учеников необходимо напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению необходимы для успешной работы.
Слайд 203. Помощь учащимся со слабой нервной системой.
нельзя ставить неуспевающего ученика в
ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;
чередовать ответ в устной и в письменной форме;
нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, необходимо разбить его на отдельные информационные блоки и давать их постепенно, по мере усвоения.
формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях, и эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях на контрольных работах или экзаменах.
Слайд 214. Сформировать мотивацию учения — значит помочь преодолеть неуспеваемость.
Необходимо помнить,
что формирование учебной мотивации замедляют эмоциональная бедность учебного материала и повторяемость одних и тех же приемов.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика
Слайд 22Методы стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости
Ученик, который учится без желания,
— это птица без крыльев.
Саади
Слайд 23методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников
Отметка как стимул успешного учения.
Поощрение
и наказание как методы стимулирования учебной деятельности.
Создание ситуации успеха.
Субъективно-прагматический метод стимулирования учебной деятельности.
Слайд 24Без методов стимулирования успешному обучение и невозможна ликвидация неуспеваемости. Практика современной
школы использует в этом плане поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический метод. Только сочетание разнообразных методов стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.
Слайд 25Подпись
Три рисунка с подписями
ПРИМЕЧАНИЕ
Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и
удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"
в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Слайд 26Спасибо за внимание!
Подзаголовок