Слайд 1Тема проекта:
«Причины и профилактика изменений позвоночника у школьников МБОУ Дудовская
СОШ»
Авторы:
Черных Алина Валентиновна – ученица МБОУ Дудовская СОШ 10 класса
Валегжанина Валерия Валерьевна - ученица МБОУ Дудовская СОШ 10 класса
Григорьев Владимир Сергеевич- ученик МБОУ Дудовская СОШ 6 класса
Пахартинов Евгений Юрьевич- ученик МБОУ Дудовская СОШ 6 класса
Консультанты:
Валегжанина Мария Александровна – учитель МБОУ Дудовская СОШ
Слайд 2Тип проекта:
учебно - исследовательский
Слайд 3Актуальность темы проекта:
Заболевания опорно – двигательного аппарата у детей и
подростков являются распространенными и относятся к числу сложных и актуальных проблем современности. Учитывая это, в нашем учебном исследовательском проекте проанализирована проблема нарушения осанки у школьников МБОУ Дудовская СОШ и рассмотрены возможные направления профилактики.
Слайд 4Предметом исследования является изменение опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки без уточнения
ее разновидностей.
Слайд 5Объект исследования - ученики МБОУ Дудовская СОШ села Дудовка.
Период исследования
–
2014-2015 учебный год.
Слайд 6Главная цель проекта:
определение количества нарушений осанки в разных возрастных группах
учащихся, выявление симптомов и причин изменений, определение профилактических мер по коррекции позвоночника для учащихся МБОУ Дудовская СОШ.
Слайд 7Задачи проекта:
Изучить по теоретическим источникам особенности опорно-двигательного аппарата у детей, причины
изменений позвоночника и их последствия, профилактику изменений.
Исследовать изменения позвоночника и причины их вызывающие у двух групп детей МБОУ Дудовская СОШ.
Составить памятки , буклеты и бюллетени для учащихся с целью профилактики изменений позвоночника и распространить их среди учащихся школы .
Слайд 8Задачи решались поэтапно:
Анализ литературных источников.
Исследование состояния позвоночника; симптомов и причин нарушения
осанки у учащихся МБОУ Дудовская СОШ. Оформление результатов.
Формулировка выводов.
Составление памяток , буклетов и бюллетеней для учащихся с целью профилактики нарушения осанки.
Слайд 9Методы исследования:
Специальные биологические для проведения исследования на учащихся.
Исторический метод для работы
с теоретическими данными.
Анкетирование – для выявления симптомов, причин нарушений позвоночника и конкретных профилактических мероприятий у учащихся МБОУ Дудовская СОШ.
Слайд 111 этап.
Анализ литературных источников
Используя исторический метод исследованияИспользуя исторический метод исследования, прорабатывались
различные теоретические источники информации. В результате чтения текстов методом ключейИспользуя исторический метод исследования, прорабатывались различные теоретические источники информации. В результате чтения текстов методом ключей была определена структура проблемы. Чтобы доказать важность этой темы для учащихся, надо знать:
Особенности характеристики детского позвоночника и его роль в организме человека.
Основные изменения позвоночника и их последствия.
Причины этих изменений в позвоночнике у детей
Профилактические мероприятия.
Слайд 12Цитаты по эти трем пунктам выписывали и откладывали в файлы. Получился
материал для реферата, из которого методом генерализации отсекли все второстепенное и оставили самое основное.
Таким образом, анализируя еще раз выдержки из книг, можно утверждать, что состояние позвоночника во многом зависит от состояния мышц опорно-двигательной системы, поддерживающих скелет человека и преобладанием хрящевой ткани в позвоночнике у детей, что делает позвоночник гибким, но менее прочным.
Слайд 13Среди основных изменений позвоночника у учащихся встречаются 2 вида: нарушение осанки
и сколиоз.
Нарушение осанки – это отклонение позвоночника в грудно – брюшном направлении, в положении лежа на спине или животе оно исчезает.
Сколиоз сопровождается боковым искривлением позвоночника и скручиванием тел позвоночников в процессе их роста. Одна из основных причин сколиоза – разная длина ног при рождении ребенка. У этих заболеваний есть разновидности. В общем, дети с нарушениями позвоночника быстро утомляются, выглядят слабыми и болезненными. В результате серьезных изменений нарушается работа сердечно – сосудистой системы, замедляется кровоток, развивается тромб образование; могут появиться грыжи позвоночника, возникнуть инвалидность и сложности определения своего места в жизни. До 80% случаев своевременного и правильного лечения стабилизируют ситуацию.
Слайд 14
Наиболее существенные причины, приводящие к изменениям в позвоночнике:
Несформированность мышечного корсета, вследствие
недостаточной физической активности;
Ношение девочками подросткового возраста высокого каблука, в результате чего центр тяжести смещается вперед, спина для сохранения равновесия уходит назад и происходит смещение позвонков, таза, усиливается изгиб спины, вслед за этим смещаются внутренние органы;
Неполноценное питание, вследствие чего нарушается обмен веществ в растущем организме;
Неправильно подобранная мебель, которая создает условия для пребывания позвоночника в неправильном положении;
Излишний вес на плечевой пояс, который создает дополнительную нагрузку на позвоночник.
Слайд 15Для профилактики нарушений осанки и сколиоза требуется не допускать или устранять
причины этих заболеваний.
Слайд 162 этап.
Исследование состояния позвоночника, симптомов и причин нарушения осанки у учащихся
МБОУ Дудовская СОШ.
Подготовка к исследованию.
Для выявления количества случаев заболевания опорно-двигательной системы решено было провести анкетирование с учащимися в МБОУ Дудовской СОШ.
Исходя из причин изменения позвоночника, разработаны вопросы в виде теста В анкете предусмотрели пол тестируемого: для девочек есть вопрос на счет высоты каблука, а для мальчиков – о физической нагрузке. Чтобы выявить физическую активность тестируемых, составлены вопросы на выявление распорядка для учащихся. Для определения дополнительных нагрузок на позвоночник учащихся разработаны вопросы о массе школьной сумки, ее типе и способах ношения.
Слайд 17Еще один блок вопросов направлен на выявление полноценного питания. С одной
стороны, это вопросы распорядка дня, с другой калорийности пищи. Другой блок тестов охватывает условия пребывания позвоночника тестируемых в домашней обстановке, так как в школе мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом учащихся.
Также решили провести контрольные замеры определения правильности осанки способом по методике Радионовой О.Н.
Слайд 18Для анкетирование и замеров выбрали две возрастные группы учащихся : 8
– 12 лет, 13 – 18 лет. Для достоверности результатов воспользовались мини-маркетинговым исследованием. В нашем случае это 14 учащихся из начальной школы, 16 из среднего звена, 9 из старшего.
Для анкетирования и замеров отксерокопировали необходимое количество анкет, приобрели сантиметровые ленты.
Слайд 28
Б. Оформление результатов и анализ данных.
Результаты замеров правильности осанки оформили на
диаграмме
Анализируя показатели диаграммы, было выявлено, что нарушение осанки с возрастом у учащихся в исследуемой группе прогрессирует ( в группе 7-12 лет- 3 человека с неправильной осанкой, а уже в группе 13-18 лет – 9 человек с неправильной осанкой)
Слайд 29Биологический метод исследования анатомии человека:
Метод измерения правильности осанки( по О.Н. Родионовой)
Измерение
сантиметром расстояния от седьмого(наиболее выступающего) шейного позвонка до нижнего угла левой, а потом правой лопатки. Во время измерения нужно стоять в непринужденной позе. При нормальной осанке эти расстояния равны.
Слайд 32Определение главного результата исследования
В результате исследования были сформированы следующие выводы:
- нарушение
осанки- это приобретенные заболевания, а сколиоз наследственная болезнь, но эти нарушения поддаются коррекции при соблюдении распорядка дня, увеличения двигательной активности и пребывания на свежем воздухе.
- симптомами изменений позвоночника у учащихся МБОУ Дудовская СОШ являются утомляемость и боли в спине
- значительным отрицательным фактором ,приводящим к изменениям позвоночника ,следует признать пренебрежение самоконтролем за осанкой.
-для профилактики нарушений позвоночника необходимо постоянное разъяснение учащимся грамотного отношения к формирующему позвоночнику.
Слайд 33Предложения по практическому использованию результатов исследования
Результаты исследования пойдут для составления памяток,
буклетов и бюллетеней учащимся , для разъяснительной работы с родителями с целью профилактики нарушения осанки и сколиоза у учащихся МБОУ Дудовской СОШ.
Слайд 34Красота человека должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек
должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе и уверенность в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения. Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника внутренние органы. Добиться красивой фигуры и правильной осанки тела можно, если вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой и спортом.
Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь!
Будьте стройны, красивы и здоровы.
Слайд 35Средства исследования
Источники теоретической информации (смотри Информационные ресурсы).
Учащиеся МБОУ Дудовской СОШ из
разных возрастных групп (8-12 лет, 13-18 лет).
Компьютер со сканером и цветным принтером.
Цифровой фотоаппарат.
Бумага А-4 для печати.
Файлы, папки для файлов.
Письменные принадлежности, в том числе ножницы, клей, скотч, маркеры-выделители текста.
Сантиметровая лента.
Калькулятор.
Слайд 36Используемая литература
Борисов Г.Б. "В мире подростка" Москва, издательство "Медицина" 1988г. стр120;132.
Васильев
З.А. "Резервы здоровья" Санкт-Петербург, изд. "Медицина" 1981г, стр187-190.
Вилков А.С. "Глазами ортопеда" газета "Сургутский вестник" февраль 2003г.
Геппе Н. А. "Детские болезни" Москва, издательство "Русский врач" 1997 г. стр. 50-53
Гласс Дж. "Жизнь до 180 лет" Москва, издательство "Физкультура и спорт" 1991 г. стр. 35-39
Гогулан М.Ф. "Попрощайтесь с болезнями" Москва, издательство "Советский спорт" 1994 г. стр. 69-74
Горен М.И. "Путь к здоровью и долголетию" Москва, издательство "Медицина" 1992 г. стр. 192-193
Гукасова Н.А. "Лечебная физкультура в системе комплексного лечения сколиоза", Москва, "Медицина" 1987г. стр. 195.
Дубровский В.И. "Лечебная физическая культура" Москва изд. "Владос" 1999г., стр. 280, стр. 39-60.
Козьмин А.Ш., Кон И.И. "Сколиоз" Москва, изд. "Медицина" 1984г.
Корниенко И.А., Кузнецова Л.В. "Школьники с избыточным весом" Москва, издательство "Педагогика" 1998 г. стр. 26-31, 58-59
Корнилов Н.В. "Травматологическая и ортопедическая помощь в поликлинике". Санкт-Петербург, изд. "Гиппократ" 1994г. стр. 272-275.
Моль Х.Н. "Семь программ здоровья" Москва изд. "Физкультура и спорт" 1991г., стр.15; 36; 51.
Мусалатов Х.А. Юмашев Г.С. "Травматология и ортопедия" изд., Москва, "Медицина" 1995
Нордемар Р. "Боль в спине" Москва изд. "Медицина" 1991 г. стр. 31; 58.
Слайд 38Метод генерализации
Из найденной информации отсечь все второстепенное, выбрать в оставленном материале
главную мысль и использовать ее для формулировки выводов и составления тезисов
Слайд 39Метод ключей
- изучить информацию об объекте исследования
-отобрать наиболее существенный материал
-выявить в
отобранном материале наиболее существенные и характерные детали, представляющие образ объекта
-распределить детали, характеризующие объект ,в логическом порядке, то есть составить логический каркас
-составить сжатую характеристику ,выдвигая на передний план наиболее важные сведения и используя логический порядок
Слайд 40Метод анкетирования
Выбрать две группы учащихся
Определить важные вопросы и варианты ответов для
учащихся и разделить вопросы на логические блоки (на основе анализа литературы);
Проведение разъяснительной работы с учащимися перед анкетированием;
Анализ анкет и обобщение полученных данных
Слайд 41Исторический метод
Разработать план направления изучения источников литературы;
Завести карточки по каждому пункту
направления;
Найдя нужную информацию, записать на карточку автора и название источника.