Презентация, доклад на тему Презентаця по психологии Түйсік және қабылдау

Содержание

Әдебиеттер:Қ.Б.Жарықбаев Жалпы психология Алматы 1998Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. и др. Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Per Se; Спб.: Речь, 2005.Першина

Слайд 1Түйсік ерекшелігіне сипаттама
Түйсік туралы жалпы ұғым
Түйсік түрлері және заңдылықтары
Қабылдау.Қабылдау түрлері,заңдылықтары


Түйсік ерекшелігіне сипаттамаТүйсік туралы жалпы ұғымТүйсік түрлері және заңдылықтарыҚабылдау.Қабылдау түрлері,заңдылықтары

Слайд 2Әдебиеттер:
Қ.Б.Жарықбаев Жалпы психология Алматы 1998
Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. и

др. Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Per Se; Спб.: Речь, 2005.
Першина Л.А. Общая психология. - М.: Академический проект, 2004.
Дополнительная
Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л.: Лениздат, 1961.
Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М.: Просвещение, 1978.
Әдебиеттер:Қ.Б.Жарықбаев Жалпы психология Алматы 1998Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. и др. Общая психология: Учебник для студентов

Слайд 3Ощущение -

это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущение -           это простейший психический процесс, состоящий

Слайд 4Анализатор состоит из трех частей:

Периферический отдел (или рецептор), являющийся специальным трансформатором

внешней энергии в нервный процесс.
Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.
Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Анализатор состоит из трех частей:Периферический отдел (или рецептор), являющийся специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс. Афферентные

Слайд 5Процесс переработки нервных импульсов


Процесс переработки нервных импульсов

Слайд 7Зрительные и слуховые ощущения

Зрительные и слуховые ощущения

Слайд 11Другие виды ощущений

Другие виды ощущений

Слайд 12Зависимость ощущения от величины стимула
Высокая

Сознательное опознание





Подсознательное или подпороговое восприятие

Отсутствие ощущения
интенсивность

Верхний порог
Порог

сознательного опознания (изменчивый)


Нижний абсолютный порог


Порог физиологического возбуждения (более постоянный)

Нулевая интенсивность






Зависимость ощущения от величины стимулаВысокаяСознательное опознание	Подсознательное или подпороговое восприятиеОтсутствие ощущенияинтенсивностьВерхний порог	Порог сознательного опознания (изменчивый)	Нижний абсолютный порогПорог физиологического

Слайд 13Порог ощущений
Итак, нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора,

связанной с сознательным опознанием стимула. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой
Е – 1/Р,
где: Е - чувствительность, а Р - пороговая величина раздражителя.
Порог ощущений		Итак, нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора, связанной с сознательным опознанием стимула. Между

Слайд 14Измерение чувствительности
В 1834 году вышла работа физиолога Э.Г.Вебера об

экспериментальном изучении кожной и мышечной чувствительности, в которой он с математической точностью рассчитал зависимость между физическими стимулами и сенсорными реакциями.
Измерение чувствительности  В 1834 году вышла работа физиолога Э.Г.Вебера об экспериментальном изучении кожной и мышечной чувствительности,

Слайд 15Г.Фехнер

Дальнейшую работу в этом направлении, получившем название психофизики, проводил

Г.Фехнер, который разработал единицу измерения чувствительности - едва заметное различие (е.з.р.) и вывел формулу основного психофизического закона.
Г.Фехнер  Дальнейшую работу в этом направлении, получившем название психофизики, проводил Г.Фехнер, который разработал единицу измерения чувствительности

Слайд 17Закон Вебера-Фехнера
интенсивность
ощущения
пропорциональна
логарифму
раздражителя

Закон Вебера-Фехнераинтенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя

Слайд 18Сенсорная адаптация
или приспособление – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием

действия раздражителя. Она уменьшает их чувствительность к повторяющимся или длительно (слабо, сильно) воздействующим стимулам
Сенсорная адаптацияили приспособление – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Она уменьшает их чувствительность

Слайд 19АДАПТАЦИЯ


НЕГАТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ
вид сенсорной адаптации, выражающийся в полном исчезновении ощущения в процессе

продолжительного действия раздражителя, а также в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.



ПОЗИТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ
вид повышения чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

АДАПТАЦИЯНЕГАТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ	вид сенсорной адаптации, выражающийся в полном исчезновении ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя, а также в

Слайд 20КОНТРАСТ ощущений
- это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного

или сопутствующего раздражителя.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.
КОНТРАСТ ощущений	- это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя. В случае одновременного

Слайд 21пример

пример

Слайд 22Явление последовательного контраста

После холодного слабый теплый раздражитель, кажется горячим. Ощущение кислого

повышает чувствительность к сладкому.
Явление последовательного контрастаПосле холодного слабый теплый раздражитель, кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Слайд 23Последовательный образ
Достаточно детально изучены явления последовательного контраста или последовательного образа, в

зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течение 20 - 40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на малоосвещенную поверхность, то за несколько секунд можно заметить довольно четкое темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.
Последовательный образДостаточно детально изучены явления последовательного контраста или последовательного образа, в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в

Слайд 25Сенсибилизация
повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения


Сенсибилизацияповышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения

Слайд 26сенсибилизация
Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:
1) сенсибилизация,

к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);
2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.
сенсибилизация		Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 		1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации

Слайд 27Синестезия
это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого

анализатора.

Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

Синестезияэто возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения,  характерного для другого анализатора.Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии,

Слайд 28синестезия

У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они довольно

постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н.А. Римский-Корсаков, А.И. Скрябин и др.).
синестезияУ разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно,

Слайд 29Восприятие(перцепция)
отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств

и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Восприятие(перцепция)отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии

Слайд 30Основные свойства восприятия

Основные свойства восприятия

Слайд 31Фигура и фон

Фигура и фон

Слайд 32Восприятие

Восприятие

Слайд 33Иллюзии восприятия
Всегда ли восприятие дает нам адекватное отражение предметов объективного мира?

Описаны многочисленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.
Иллюзии восприятияВсегда ли восприятие дает нам адекватное отражение предметов объективного мира? Описаны многочисленные факты и условия ошибок

Слайд 34Рассмотрим некоторые из них:
Иллюзии восприятия размера

Зрительные искажения

Иллюзия Ястрова Иллюзия Эренштейна

Иллюзия Эбингауза Иллюзия Поггендорфа

Рассмотрим некоторые из них:Иллюзии восприятия размера         Зрительные искаженияИллюзия Ястрова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть