Слайд 1Түйсік ерекшелігіне сипаттама
Түйсік туралы жалпы ұғым
Түйсік түрлері және заңдылықтары
Қабылдау.Қабылдау түрлері,заңдылықтары
Слайд 2Әдебиеттер:
Қ.Б.Жарықбаев Жалпы психология Алматы 1998
Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. и
др. Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Per Se; Спб.: Речь, 2005.
Першина Л.А. Общая психология. - М.: Академический проект, 2004.
Дополнительная
Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л.: Лениздат, 1961.
Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М.: Просвещение, 1978.
это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
Слайд 4Анализатор состоит из трех частей:
Периферический отдел (или рецептор), являющийся специальным трансформатором
внешней энергии в нервный процесс.
Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.
Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Слайд 5Процесс переработки нервных импульсов
Слайд 7Зрительные и слуховые ощущения
Слайд 12Зависимость ощущения от величины стимула
Высокая
Сознательное опознание
Подсознательное или подпороговое восприятие
Отсутствие ощущения
интенсивность
Верхний порог
Порог
сознательного опознания (изменчивый)
Нижний абсолютный порог
Порог физиологического возбуждения (более постоянный)
Нулевая интенсивность
Слайд 13Порог ощущений
Итак, нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора,
связанной с сознательным опознанием стимула. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой
Е – 1/Р,
где: Е - чувствительность, а Р - пороговая величина раздражителя.
Слайд 14Измерение чувствительности
В 1834 году вышла работа физиолога Э.Г.Вебера об
экспериментальном изучении кожной и мышечной чувствительности, в которой он с математической точностью рассчитал зависимость между физическими стимулами и сенсорными реакциями.
Слайд 15Г.Фехнер
Дальнейшую работу в этом направлении, получившем название психофизики, проводил
Г.Фехнер, который разработал единицу измерения чувствительности - едва заметное различие (е.з.р.) и вывел формулу основного психофизического закона.
Слайд 17Закон Вебера-Фехнера
интенсивность
ощущения
пропорциональна
логарифму
раздражителя
Слайд 18Сенсорная адаптация
или приспособление – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием
действия раздражителя. Она уменьшает их чувствительность к повторяющимся или длительно (слабо, сильно) воздействующим стимулам
Слайд 19АДАПТАЦИЯ
НЕГАТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ
вид сенсорной адаптации, выражающийся в полном исчезновении ощущения в процессе
продолжительного действия раздражителя, а также в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
ПОЗИТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ
вид повышения чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.
Слайд 20КОНТРАСТ ощущений
- это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного
или сопутствующего раздражителя.
В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.
Слайд 22Явление последовательного контраста
После холодного слабый теплый раздражитель, кажется горячим. Ощущение кислого
повышает чувствительность к сладкому.
Слайд 23Последовательный образ
Достаточно детально изучены явления последовательного контраста или последовательного образа, в
зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течение 20 - 40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на малоосвещенную поверхность, то за несколько секунд можно заметить довольно четкое темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.
Слайд 25Сенсибилизация
повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения
Слайд 26сенсибилизация
Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:
1) сенсибилизация,
к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);
2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.
Слайд 27Синестезия
это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения,
характерного для другого
анализатора.
Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.
Слайд 28синестезия
У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они довольно
постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н.А. Римский-Корсаков, А.И. Скрябин и др.).
Слайд 29Восприятие(перцепция)
отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств
и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Слайд 33Иллюзии восприятия
Всегда ли восприятие дает нам адекватное отражение предметов объективного мира?
Описаны многочисленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.
Слайд 34Рассмотрим некоторые из них:
Иллюзии восприятия размера
Зрительные искажения
Иллюзия Ястрова Иллюзия Эренштейна
Иллюзия Эбингауза Иллюзия Поггендорфа