Презентация, доклад Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Содержание

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем

Слайд 1Родительское собрание:»Рекомендации для родителей будущих первоклассников.»
Подготовила Учитель-логопед МБОУ Хотынецкой СОШ Новикова

Светлана Павловна.
Родительское собрание:»Рекомендации для родителей будущих первоклассников.»Подготовила Учитель-логопед МБОУ Хотынецкой СОШ Новикова Светлана Павловна.

Слайд 2Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в

решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не

Слайд 3В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут

привести к нарушения письменной речи – дисграфии:
недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи;
дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно-акустическойдисграфии;
недостаточнаясформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;
несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптическойдисграфии;
недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.
Вышеперечисленные предпосылки учитывались при составлении рекомендаций, т.к. работа по профилактике нарушений  речи должна осуществляться в комплексе по различным направлениям.

В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушения письменной речи –

Слайд 4Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей

Слайд 5Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения
1. К моменту поступления в

школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. .

Повторить или назвать по картинкам слова, вы­деляя заданный звук:
с — самосвал, санки, автобус, усы, страус; с' — сенокос, сети, Вася, лось, апельсин;
з — завод, коза, звезда; з' — газета, зима, земляника; ц — цапля, солнце, палец, огурец;
ш — шапка, мышка, душ, мешок, шишка, чашка;
ж — жук, лужа, ножи, ножницы, жираф, жёлуди;
ч — чайник, качели, ночь; ш, — щётка, клещи, плащ;
к — кукла, ветка, кулёк, мак; к' — кепка,килька., букет;
г — гамак, вагон, город; г' — гитара, гимн, гимнаст, агент;
х — хлеб, охотник, хохолок, хохлома, мох; х' — хек, хихикать, химия, орехи;
л — лось, клумба, стол, пила, лодка, дятел, белка, лук;
л' — лента, колесо, уголь, пальто, лимон, люстра;
р — радуга, труба, забор, ручей, роща, ракета;
р' — река, абрикос, дверь, брюки, ремонт, верёвка, фонарь.

Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все

Слайд 62. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не

помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.
3. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.
2. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и

Слайд 74. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка.

К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.

Повторить или назвать по картинкам слова слож­ной структуры: Медведь, верблюд, трамвай, сахарница, проспект, вело­сипедист, ласточка, жаворонок, хворост, мотоциклист, аквариум, демонстрация, холодильник, перекрёсток, те­левизор, регулировщик, градусник, артиллерист, милици­онер, термометр, зажигалка, тренировка

4. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не

Слайд 85. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков

речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

Повторить на слух слоговые ряды:
[с], [с’] - [з], [з’], [ц], [ш]-[ж], [с]-[ш], [з]-[ж]; [ч]-[т’], [ч]-[щ];

[ч]-[ш]; [м]-[н], [c]-[ц], [т]-[ц]; [щ]-[с’], [щ]-[ч]. б- п,
 
д- т, в- ф, к- г, [с'-ч-щ]. [к-г-х], [р]-[л]
са-за-са са-за-ца да-та-та са-ца-са га-ка-ха ба-ба-па зи-жа-жу ша-жа-са ка-та-ка ша-жа-ша са-жа-ша ча-чу-чи ла-ра-ла ро-ро-ло ап-оп-уп па-та-за ги-ми-би ум-ам-ом тя- ча-тя ась-ась-ащь ца-ца-та му-ну-му вя-фя-вя сы-ши-сы зу-зу-жу чу-чу-щу

5. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем

Слайд 96. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только

дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д.:
Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).
Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, мль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).
Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
6. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в

Слайд 10К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы

языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:
1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду», «Петя пьет вкусный сок», «Папа едет на работу». Назови первое и последнее слово в предложении.
2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.
К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются

Слайд 113. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с

любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе» . Употребление предлогов (по картинкам).
Над столом — ... В дупле — ...
Под деревом грибы — ... Птичка летит к клетке — ...
Спрятались за дерево — ... Около стола — ...
Кот вылезает из-под кровати — ... Кот выглядывает из-за забора — ...
 
3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на

Слайд 124. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно

добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
4. Придумай предложение с первым словом

Слайд 138. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным

звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.) . Выделение первого ударного гласного: Утка------, Оля------, Аня------, остров-------, ива------, астра------, уши-----
Выделение первого согласного: Палка------, танк-------, мак------, сад------, шар------, зал------, царь-----, жаба------, чудо-------, щука---------. Выделение последнего согласного: Суп----, мак-----, кот------, сом------, нос-----, душ-----, меч-----, клещ------.
8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла,

Слайд 149. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании

родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.
10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что

Слайд 1511. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в

слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)». Определить, в какой позиции (в начале, в сере­дине, в конце слова) находится звук с, а, л, н и др.:
с — мост, санки, нос а — аист, камень, звезда
л — угол, лось, слон н — насос, балкон, ландыш...
Назвать общий звук в словах:
каша, шар, мышь зонт, коза, узел
ключ, часы, печь дверь, рюкзак, море...
 
11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например:

Слайд 1612. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е.

поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).
12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно

Слайд 17Развитие зрительно-пространственных представлений
1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет

или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
Развитие зрительно-пространственных представлений1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям.

Слайд 182. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку

и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать

Слайд 193. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать

их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например:

Слайд 205. Предложите ребенку сложить по образцу, какой либо предмет из сборного

конструктора или кубиков.
5. Предложите ребенку сложить по образцу, какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

Слайд 216. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских

журналах.
6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

Слайд 227. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник

не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.
7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен

Слайд 238. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить

и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?
8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами

Слайд 24Развитие мелкой моторики
Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная

степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:
1. «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Пример игры: «Апельсин»
Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну, а волку – кожура.
Развитие мелкой моторикиВажным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук.

Слайд 252. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

Слайд 263. Раскрашивание изображений и рисование.

3. Раскрашивание изображений и рисование.

Слайд 274. Собирание мелкого конструктора и мозаики.

4. Собирание мелкого конструктора и мозаики.

Слайд 285. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала

5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала

Слайд 296. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных

6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных

Слайд 307. Лепка из пластилина и глины

7. Лепка из пластилина и глины

Слайд 318. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

Слайд 329. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно

выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.
9. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из

Слайд 3310. Вышивание.

10. Вышивание.

Слайд 34В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной

литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков. Чтобы помочь заботливым родителям сориентироваться в таком многообразии, можно рекомендовать книги и пособия, созданные специалистами для домашних занятий с ребенком.

В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции

Слайд 35Рекомендованная литература для родителей
1. Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. -

Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
2. Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис-Пресс, 2005.
4. Зарин АА, Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.
5. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.
6. Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит. Советы психолога. – СПб.: КАРО, 2004.
7. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.
8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
9. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Советы специалистов родителям коротко и доступно. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
10. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. – СПб.: КАРО, 2005.
11. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. –СПб.: СОВА, 2009.
12. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка. – М.: АСТ:Астрель, 2008.
13. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ:Астрель, 2002.
14. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Н.Новгород.: ФЛОКС, 1995.
Рекомендованная литература для родителей1. Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.2. Большаков С.Е.

Слайд 36В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи,

старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.
В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с

Слайд 37Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть