Слайд 1
Психологические аспекты работы классного руководителя
Слайд 2Советы классным руководителям по основным направлениям деятельности
Слайд 3Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников
Индивидуальная работа классного руководителя
Классный руководитель
в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.
Совместно со школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.
Слайд 4Работа с классным коллективом
Классный руководитель помогает врачам и непосредственно участвует в
проведении диспансеризации учеников своего класса.
Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах.
Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).
Слайд 5Общение классного руководителя
Индивидуальная работа классного руководителя
Прежде всего классный руководитель должен изучить
ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении.
Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.
Слайд 6Работа с классным коллективом
Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом
имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:
• коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы, дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
• практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль общения, изучили правила поведения в обществе;
• беседы и дискуссии.
Слайд 7Участие в общешкольных делах
Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только
рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.
Слайд 8Деятельность классного руководителя в сфере обучения
Индивидуальная работа классного руководителя
Чтобы помочь ребенку
в обучении, классному руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:
- особенности мышления, умение выделять главное;
- самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;
- интересы, склонности;
- уровень работоспособности;
- знание пройденного ранее учебного материала;
- а также особенности его учебной мотивации, в частности:
- осознание необходимости учебной деятельности;
- мотивы улучшения качества обучения.
Слайд 9
Индивидуальная работа классного руководителя
Чтобы помочь ребенку в обучении, классному руководителю необходимо
выяснить его учебные возможности, а именно:
- особенности мышления, умение выделять главное;
- самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;
- интересы, склонности;
- уровень работоспособности;
- знание пройденного ранее учебного материала;
- а также особенности его учебной мотивации, в частности:
- осознание необходимости учебной деятельности;
- мотивы улучшения качества обучения.
Слайд 10Работа с классным коллективом
Классный руководитель организует с учащимися класса познавательные беседы
и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), экскурсии - в библиотеки, музеи, театры с последующим обсуждением увиденного и услышанного. Он проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.
Слайд 11Организация досуга
Индивидуальная работа классного руководителя
Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать
свой досуг, необходимо:
• изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);
• выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.
Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель обязан помочь ученикам в решении их проблем, в выборе объединений, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).
Слайд 12Работа с классным коллективом
Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса
по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:
- расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);
- участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);
- организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);
- укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);
- изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);
- участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;
- организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);
- организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.
Слайд 13Участие в общешкольных делах
Классный руководитель не должен изолировать свой класс от
школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:
- в общешкольных праздниках, трудовых акциях;
- в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.
Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.
Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.