Слайд 1КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ коммуникативных НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Подготовили: Звягинцева Д.В –
социальный педагог
Томилина С.Ю. – учитель информатики
Слайд 2Коммуникация, общение
- обмен информацией и смыслом информации между двумя и более
людьми.
Слайд 3Коммуникация и общение
Коммуникация - не то же, что и общение
Общение -
это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми.
В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.
Коммуникатор - человек со склонностью (задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ.
Слайд 4Роль общения
Общение – фактор, влияющий на развитие человека в целом.
С рождения малыш усваивает язык, учится определять и выражать эмоции, получает знания о мире, о нормах и правилах поведения, учится правильному отношению к материальным и нематериальным сторонам жизни
Через коммуникацию люди передают друг другу различную информацию ( настроение, чувства, установки, интересы, факты)
Общение регулирует человеческое поведение в совместной деятельности, направляет его.
Слайд 5Основные составляющие:
коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
интерактивная сторона (организация взаимодействия
между индивидами);
перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).
Слайд 6В коммуникативном процессе обычно выделяют
Вербальную коммуникацию общения, которая осуществляется посредством речи.
Невербальную коммуникацию:
Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.
Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).
Слайд 7
установление контакта;
ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);
обсуждение вопроса, проблемы;
принятие решения;
выход
из контакта.
В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:
Слайд 8Коммуникативные навыки
легкость установления контакта,
поддержание разговора,
умения слушать,
умение высказать свою
точку зрения,
умение аргументировать и отстоять свою позицию,
умение прийти к компромиссному решению.
Слайд 9Коммуникативные умения:
Описание поведения, т.е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без
приписывания мотивов,
Коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии. Чувства выражаются телодвижениями, действиями, словами.
Активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.
Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.
Конфронтация – действия одного человека, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение.
Слайд 10Представленный комплекс упражнений учит подростков эффективно использовать вербальные и невербальные средства
общения, передавать с их помощью информацию и устанавливать взаимопонимание, показывает важность активного слушания и использования различных интонаций в процессе коммуникации.
Слайд 11Упражнение 1. «Как мы похожи!»
Упражнение 2. «Знаменитости»
Упражнение 3. «Передать одним словом»
Упражнение 4. «Другими
словами»
Упражнение 5. "Невербальное общение"
Упражнение 6. «Испорченный телефон»
Слайд 13Упражнение 1. «Как мы похожи!»
Цель: потренировать навыки общения, лучше узнать друг
друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, призы.
Время: 10–15 минут.
Размер группы: 10–20 человек.
Описание.
Ведущий просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.
Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби и т. д.
После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.
Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.
Вопросы для рефлексии:
1. Легко или сложно было выполнять это упражнение?
2. Легко ли было искать общее с другими участниками?
3. Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?
Слайд 15Цель: упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение задавать вопросы, невербальную коммуникацию, умение
разрешать проблемы.
Время: 10–15 минут.
Размер группы: любой.
Описание.
Участники распределяются по парам. Каждому участнику на спину прикрепляется листок бумаги с именем знаменитости (певца, политика и т. д. ). После этого группа получает следующую инструкцию:
У вас на спине прикреплен листок бумаги с именем знаменитости. Вам нужно, не снимая и не читая, что у вас там написано, угадать, о ком идет речь. Вы не можете сами посмотреть написанное имя, но это может сделать ваш партнер. Ваша задача — узнать у него это имя, задавая ему вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», например «Это женщина?», «Это политик?» и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить «да» и «нет»".
Обсуждение. Не требуется.
Упражнение 2. «Знаменитости»
Слайд 16Упражнение 3. «Передать одним словом»
Слайд 17Упражнение 3. «Передать одним словом»
Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе
коммуникации.
Необходимые материалы: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.
Размер группы: 10–20 человек.
Время: 10–15 минут.
Описание.
Ведущий раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим участникам.
Далее ведущий просит каждого по очереди произнести только одно слово: «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника.
Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.
(СПИСОК ЭМОЦИЙ)
Вопросы для рефлексии:
1. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
2. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
3. Было ли так, что, позвонив кому-нибудь, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады?
4. Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение?
Слайд 18 радость
удивление
сожаление
разочарование
подозрительность
грусть
веселье
холодное равнодушие
спокойствие
заинтересованность
уверенность
желание помочь
усталость
волнение
Список эмоций:
Слайд 20Упражнение 4. «Другими словами»
Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать
одну и ту же мысль разными словами.
Время: 20–25 мин.
Количество участников: любое
Описание.
Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками. Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров — следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).
Вопросы для рефлексии:
1. Кому насколько сложно было выполнять это задание?
2. С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то?
3. В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же
мысль с помощью разных фраз?
Слайд 21Упражнение 5. "Невербальное общение"
Слайд 22Упражнение 5. "Невербальное общение"
Цель: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи
слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.
Время: 10–55 мин.
Количество участников: любое
Описание.
Участники сидят в кругу, по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.
Вопросы для рефлексии:
1. Легко или трудно было передавать предмет и отгадывать его?
2. А в чем заключались трудности?
3. Какой вывод можно сделать?
Слайд 23Упражнение 6. «Испорченный телефон»
Слайд 24Упражнение 6. «Испорченный телефон»
Цель: показать участникам важность активного слушания, важность задавания
уточняющих вопросов.
Время: 20–25 мин.
Количество участников: 12–20 участников
Описание.
Ведущий просит выйти 7–10 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 6–9 человек выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст.
Задача слушающего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику.
(ПРИМЕР ТЕКСТА)
Вопросы для рефлексии:
1. Сколько информации от первоначального текста вы услышали?
2. Наблюдатели, заметили ли вы, как искажалась информация? Почему это происходило?
3. Какие способы повышения качества передачи информации можете предложить?
Слайд 25Пример текста:
Руководство зоопарка северной Каролины недавно предупредило посетителей, чтобы они не давали
обезьянам зажженные сигареты. Чем было вызвано такое неожиданное требование? Неужели обезьяны курят? Неужели они приобрели эту вредную привычку?
Конечно, нет. Объяснение гораздо проще и смешнее. Эти маленькие попрошайки используют сигареты (и не без успеха) для того, чтобы избавиться от блох. Они подносят зажженный конец сигареты к своей шерсти и держат до тех пор, пока блохи от жары не начнут выпрыгивать.
Теперь, когда у вас уже не осталось сомнений в том, что обезьяны достаточно разумны, вас не удивляет тот факт, что и они сами нашли эффективный способ борьбы со своими мучителями.
Единственная беда состояла в том, что некоторые, самые неразумные представители обезьяньего племени, причинили себе серьезные ожоги, неаккуратно обращались с сигаретами. И, как следствие этого, руководство зоопарка положило конец этой практике, для того, чтобы спасти некоторых обезьян от самосожжения.
Слайд 26Результаты проведения диагностики по Киричуку В.А
Согласно результатом проведенной диагностики в 11-А
классе уровень социальной компетентности самый высокий. Некоторые учёные понятие «социальная компетентность» считают синонимом понятия «социальная зрелость». Достижение успеха в жизни связано с социальной компетентностью выпускников, их умением взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные в сложившейся ситуации решения.