Слайд 1Эмоциональное выгорание – приговор или способ преодоления себя
Голдан Наталья Николаевна
Педагог-психолог МБОУ
«Лицей № 9»
Слайд 2Эмоциональное выгорание –
Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий
к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд 3Внешние факторы, провоцирующим выгорание
специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная
ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей)
Слайд 4
организационный фактор:
перегруженность рабочей недели;
низкая оплата труда;
напряженный
и непредсказуемый характер работы;
Слайд 5неудовлетворенность работой:
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом,
несоответствие
результатов затраченным силам;
демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса.
Слайд 6внутренние факторы
коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных
ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации
Слайд 7ролевой и личностный фактор (индивидуальный):
тяжелые заболевания близких,
материальные затруднения,
личностная неустроенность,
плохие взаимоотношения между супругами,
отсутствие нормальных жилищных условий,
недостаток внимания, уделяемого домочадцами.
Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Слайд 8Типы личности, которым угрожает СЭВ
Педантичный
характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной
аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)
Слайд 9Демонстративный
стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу
свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы
Слайд 10Эмотивный
состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать
чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Слайд 11Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
Снижение
положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи;
Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.
Негативное самовосприятии в профессиональном плане.
Слайд 12Стадии профессионального выгорания
Вторая стадия:
Возникновение недоразумений с коллегами;
Появление антипатии, а затем и
вспышек раздражения по отношению к коллегам.
Дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
Слайд 13Стадии профессионального выгорания
Третья стадия:
Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к
миру,
Безразличие ко всему.
Слайд 14
Симптомы появления СЭВ
Психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но
и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Слайд 15Симптомы появления СЭВ
Социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия
повышенная раздражительность на незначительные,
мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Слайд 16Симптомы появления СЭВ
Поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее,
а выполнять ее — все труднее и труднее;
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Слайд 17Помощь психолога
Упражнения и рекомендации для психологической защиты от стресса и профессионального
выгорания.
Слайд 18Упражнение « Кто Я?»
Необходимо написать 20 предложений, каждое из которых начинается
с местоимения «Я». Писать нужно как можно быстрее, не задумываясь.
Я…..
Я ……
Я…… и т. п.
Слайд 19Посмотрите как и кем вы себя представляете.
На какой строке вы начали
испытывать трудности в определении своего «Я»?
Что вам мешало?
Что для вас является приоритетным?
Слайд 20Методика «Репка»
Цель: изучение системы внутрисемейных отношений
Предъявляется лист с геометрическими фигурами, цветные
карандаши. Нужно нарисовать фигуры в порядке предпочтения. Затем составить портрет семьи, изобразив членов семьи в виде фигур. Сравнивается два уровня восприятия себя: на бессознательном и сознательном. Насколько гармонично себя чувствуете в семье и в социуме.
Слайд 21Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Необходимо нарисовать круг, в нем, ориентируясь на
внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (отдых, увлечения ).
Есть ли различия?
В чем они заключаются?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому?
Слайд 22 Упражнение «Чемодан пожеланий»
Участникам тренинга предлагается сказать пожелания всем участникам тренинга.
Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и адресованы конкретному человеку. Все участники тренинга записывают высказываемые пожелания в свой адрес а в конце ранжируют их по степени значимости для себя.
Слайд 23ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Изучайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям
обсуждать их вместе с вами. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
. Тяжелые состояния, характерные для выгорания, не уйдут сами по себе, поэтому обращайтесь за помощью, поборите свое стеснение.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.