Слайд 2Ханты-Мансийск – столица ХМАО-ЮГРА
Слайд 3В Ханты-Мансийском автономном округе проживают два коренных родственных народа – ханты
и манси – с древними традициями. И тех, и других когда-то называли общим словом «югра». А самоназвание ханты, так же, как и манси, переводится просто: «человек».
Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации ханты называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами (а город - Остяко–Вогульск).
Слайд 4Все они великолепные таёжные охотники-рыболовы и умелые кочевники- скотоводы. Охота, рыбалка
и оленеводство, собирательство дают им привычную пищу, а пушнина, так же, как и лебяжьи, утиные и шкурки гагары, - отличное подспорье в пошиве красивой и тёплой национальной одежды.
Слайд 5Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствовало сохранению значительной
части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата. В условиях принудительных переселений, конфискации занимаемых ими земель,
недоступности самых
элементарных социальных
услуг, эти народы постепенно
утрачивают возможность
сохранять и передавать
будущим поколениям свои
знания, ценности,
представление о мире
и образ жизни.
Чум — шалаш, покрытый шкурами животных
Слайд 7Традиционное женское
ремесло обских угров – пошив
и украшение одежды и
обуви.
Зимняя украшается меховой
мозаикой, обшивается
полосами и кантами из
цветного сукна, а летняя
щедро орнаментируется
бисером, стеклярусом и
цветными пуговицами. Узоры
и орнаменты в виде
стилизованных заячьих ушей,
оленьих рогов или следов
соболя передаются из
поколения в поколение. Женщин в таких расшитых одеждах можно встретить и в лесу, и на улицах Ханты-Мансийска или Когалыма, и не только в дни праздничных гуляний.
Слайд 8 Тучу (тучан)
Тучу (тучан), женская сумка, основной бытовой атрибут женщины ханты и
манси. Существует огромное количество по их назначению, начиная от большой по размеру хозяйственной сумки до маленькой - кошелька. Изготавливается чаще всего из замши, иногда из сыромятной кожи, встречаются тучан, изготовленные из сукна. Богато орнаментируется как в технике мозаики, так и аппликации. Узор в основном центрический и располагается по обеим сторонам. Застёжки отсутствуют. Горловина тучан стягивается сыромятным шнуром, который завязывается. Ручки для переноски небольшие, из сыромятной кожи или замши, нет аналогов заплечных ремней. Малая тучан — разновидность современной дамской сумочки для украшений, инструментов и материалов рукоделия. Тучан постоянно находится у хозяйки.
Слайд 10Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до
2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа.
Весь рыбный улов разделывают
женщины. Из шкур налимов
делают украшения для своей зимней одежды. Из бересты (берёзовой коры)
делают посуду
(в них хранят
соль, хлеб, рыбу),
детские люльки,
коробы для ягод.
Слайд 11Лабаз - амбар на столбах для хранения продуктов. Хантыйское название происходит
от "сопасс"- запас. Лупас – значит: еда для следующих дней.
Слайд 12Олень для коренных народов Севера
– это средство передвижения, пища, жильё,
одежда. На оленьей упряжке по тундре можно пройти до 100 км в сутки. А лучше обшитых камусом (мехом с нижней части оленьих ног) лыж для пешего передвижения по заснеженным просторам нет ничего. Вкуснейшая оленина – привычное угощение северян. Шкурами покрывают чумы, ими же выстилают пол и спальное ложе, а из меха шьют непревзойдённую одежду, рукавицы и обувь. Когда-то из кости оленя делали наконечники для стрел и накладки для луков, а теперь вырезают настоящие произведения искусства.
Слайд 13В архитектуре городов Югры явственно угадываются национальные мотивы традиционного угорского жилища
– строгие пирамидальные формы чума.
Слайд 14ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРУШКИ НАРОДОВ СЕВЕРА
Кукла - детская игрушка в виде фигуры человека,
а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях. Такое определение можно прочитать в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова. Традиционная северная
кукла не совсем соответствует этому определению, так как в северных куклах отсутствуют отличительные признаки человека - черты лица, туловище, руки, ноги, что свидетельствует об архаической природе куклы, сохранившейся у обских народов.
Слайд 15 Описаны два традиционных типа кукол: первый, архаический тип - кукла с
головкой из утиного клювика. Она имела широкое распространение у ненцев и северных ханты, зафиксирована у восточных ханты. С образом птицы устойчиво связано представление о душе человека - как идеи связанности с верхним миром; а с водоплавающей птицей - представление о душе предков и идее вечного обновления жизни.
Образ утки, водоплавающей птицы лег в основу обской куклы. Этот образ связан с продолжением рода, охранительной функцией.
Манси, чтобы проводить душу покойного, сжигали весной утку, чтобы душа вновь прилетела. Если умерла женщина, то сжигали утку женского пола, если умер мужчина - утку мужского пола - селезня. Манси верили, что сжигаемая утка покойному поможет переправиться «до юга». Новорожденных обские угры считали вернувшимися из нижнего мира умерших.
У юганских ханты существует обряд почитания утки. Кроме домашнего духа-покровителя хранят носы священной птицы крохаль. Эти носы тоже завертывают в цветные тряпицы и во время поклонения садят
за стол.
Слайд 16 Второй тип – куклы из ткани. Ткань является более поздним материалом.
Главным конструктивным элементом куклы этого типа является вертикальный стержень «тулова» из свернутой в несколько слоев полосы ткани, согнутой посредине. Верхняя часть свернутой ткани, на сгибе, является «головкой» и, по сути, заменяет клюв утки.
Различные виды головки и одежды дают выразительные локальные варианты: они отличаются у северных и восточных ханты. У кукол северных, обских ханты, являвшихся предметом описания этнографов (им близка и мансийская кукла), конструктивный элемент вертикальной головки проявляется в наиболее простом, чистом виде. Причем в старых куклах, в отличие от современных, верхняя часть вертикали, «лицо», укрывалась горизонтальными цветными полосками. Эти полосы и выполняли функцию запрета изображать лицо, они «закрывали» его - подобным же образом в традиционной одежде полосы, как и вообще орнамент, выполняли охранительную, а не только декоративную роль.
Именно одежда и является главной составляющей кукол всех типов: на нее нет запретов, она имитирует взрослую, выступая в охранительной роли для человека.
Слайд 17
Традиционные северные куклы по одежде делятся на мужчин, женщин, детей и,
как правило, у девочки имеется набор кукол, воспроизводящий ее собственную семью. Покрой одежды для традиционных кукол очень прост - обычно это кусочки сукна или ситца, отороченные мехом или украшенные бисером.
Мужская и женская одежда различаются по цвету, способу завязывания пояса и головным убором.
Куклы, изображающие детей, помещаются в игрушечные колыбели, сделанные кем-нибудь из старших как точные копии настоящих.
Среди традиционных северных кукол встречаются куклы-растения: куклы-ягоды (канэк-пакыт), куклы-деревья (юх-пакыт), травяные куклы (пом савэли).
В настоящее время используются для игр и покупные куклы, которых с особой тщательностью одевают, чтобы их одежда повторяла реальный традиционный костюм.
Слайд 18“ Игра в куклы” (“Пакилэли Анки–Ати”). Играли в нее в любое время
года девочки, обычно 2–3 человека. Куклы для игры изготовлялись из тряпок. Девочки делали из коры осины игрушечные люльки, строили небольшие чумы из жердей, используя для покрытия старые халаты (саки). Внутри чума ставили постели, на которые укладывали “детей” (кукол), ставили “очаг”, делали “лепешки” из песка, ходили друг к другу в гости, разыгрывали семейные сценки и т.д.
Игра способствовала воспитанию самостоятельности, инициативности; обучению навыкам ухода за детьми; ведению домашнего хозяйства.
Слайд 19Струганные щепные олени - редкостный по своей простоте и устойчивости изобразительного
канона тип игрушки. Делается олень из щепного брусочка с обозначением ветвистых рогов путем их заструга. Более сложный вариант щепного оленя встречается у восточных ханты, на Вахе. Щепной олень предназначался в основном для мальчиков и, по мере взросления, изготавливался ими самими - так, через игру, материализовывалась идея «нарождения» оленьего стада и его будущего хозяина, а также мастера. У искусного мастера олени получаются то ли крылатыми, то ли плывущими - такова пластическая выразительность конструктивной формы этого типа изделия.
Слайд 21Различные подражательные игры,
с помощью которых дети ханты
обучались различным движениям,
познавали навыки промысловой и
хозяйственной деятельности. Так,
например, у шурышкарских ханты
была популярна игра оленьими
косточками. В пос. Лопхари ее называли
“Тупа”, а в пос. Шурышкары – “Тоба”. Играли в нее мальчики и девочки обычно на полу (земле). Количество игроков – от трех до пяти человек. Родители подбирали им различные по размеру фаланги оленьих ног (предварительно отваренные и очищенные). Дети изображали этими косточками (различными по величине) оленей, нарты, пастухов, собак. Составляли различные эпизоды из кочевой жизни (переезд, пастьбу оленей и т.д.).
Игра способствовала овладению знаниями и навыками промысловой деятельности, ведения домашнего хозяйства; воспитанию самостоятельности, инициативности.
Слайд 22Дети хантов пос. Тром-Еган (сургутские ханты)
любили играть в игру
“Игра
утиными носами” (“Васэх нел нат”).
Играли в нее в любое время года девочки
на столе в чуме. В игре участвовали обычно
два–три человека. Для игры дети изготавливали
из обрезанных утиных носов и разветвленной
грудной косточки диких гусей, уток, игрушки,
которые изображали оленей. Если в дырочки утиного носа втыкали грудную косточку утки, то это был “олень”- важенка, а “быком” считалась та игрушка, в нос которой вставляли большую по размеру грудную косточку гуся.
Дети привязывали к “оленю” нарты, которые изготавливали из спичечных коробков или коленных косточек, и передвигали их по столику, изображая караван (анас), “перекочевывающий” на другое место. Игра способствовала овладению знаниями и навыками промысловой и хозяйственной деятельности; развитию воображения, наблюдательности.
Слайд 23
Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому
купцу, который приехал менять свои товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей, с тех пор эта головоломка так и называется «Стоимостью пяти лошадей палочка».
Задача состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, переместить обе косточки на одну из веревочек.
Материал: дерево, кость, кожа (ровдуга).
«Вет лов тынуп юх» (стоимостью пяти лошадей палочка) - головоломка
Слайд 24«Нумасты юнтупсэт» (для думания игрушки)
У каждой хантыйской семьи было несколько избушек:
весенняя, летняя, зимняя, осенняя. Переезжая к местам промысла, ханты вынуждены были на длительный срок оставлять свои постройки. Для того чтобы лесные звери не разворошили стойбище, приходилось запирать избушки и лабазы. Но заводских замков в те времена не было, поэтому мужчины придумывали свои приспособления. Позже макеты таких замков стали делать специально для развлечений и называть «нумасты юнтупсэт» - «для думания игрушки».
Слайд 25“В стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни полгода
тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”
Эти счастливые люди — ханты и манси.
Слайд 26Презентация подготовлена
ejounov@.air
МОУ «Средняя школа №8
с углублённым изучением отдельных предметов»
г.Когалым, ХМАО-ЮГРА