Презентация, доклад Защита дипломной работы по теме Коррекционная работа по предотвращению ошибок на письме у младших школьников с ЗПР

Содержание

Проблема исследованияПроблема формирования письменной речи у детей с ЗПР является одной из самых актуальных проблем в методике обучения детей с ограниченными возможностями. Обучение письменной речи - чрезвычайно сложное дело.Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию

Слайд 1Дипломная работа
На тему: «Коррекционная работа по преодолению ошибок на письме у

детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития». по специальности 5В010500 – «Дефектология» Выполнила: Ошестова И.Н. Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры ПиКП Е.А. Северинова
Дипломная работаНа тему: «Коррекционная работа по преодолению ошибок на письме у детей младшего школьного возраста с задержкой

Слайд 2Проблема исследования
Проблема формирования письменной речи у детей с ЗПР является одной

из самых актуальных проблем в методике обучения детей с ограниченными возможностями. Обучение письменной речи - чрезвычайно сложное дело.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Эффективность коррекционно-педагогических приемов возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения. Успех коррекционной работы определяется также индивидуальными особенностями ребенка, его склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.

Проблема исследованияПроблема формирования письменной речи у детей с ЗПР является одной из самых актуальных проблем в методике

Слайд 3Цель данной дипломной работы: разработать рабочую тетрадь, способствующую коррекции письменной речи

младших школьников с ЗПР.
Объект: нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста у детей с ЗПР.
Предмет: процесс коррекционной работы по преодолению ошибок на письме у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: коррекционная работа по преодолению ошибок на письме у детей младшего школьного возраста с ЗПР будет происходить наиболее успешно, если:
организация логопедических занятий будет происходить на основе рабочей тетради;
использование рабочей тетради будет естественным компонентом в системе коррекционных занятий.

Цель данной дипломной работы: разработать рабочую тетрадь, способствующую коррекции письменной речи младших школьников с ЗПР.Объект: нарушения письменной

Слайд 4Задачи:
1.На основе анализа теоретико-методической литературы определить сущность и структуру понятия «письменная

речь», «дисграфия».
2.Определить структуру и содержание рабочей тетради.
3.Проанализировать программу и рабочие тетради для 3 класса по теме исследования.
4.Разработать рабочую тетрадь с системой упражнений по преодолению ошибок на письме у младших школьников с ЗПР.
5.Выявить влияние использования данной тетради на качество коррекционной работы.
Методы исследования:
-изучение научно-методической литературы;
-наблюдение за деятельностью учащихся и логопеда;
-анализ письменных работ учащихся;
-педагогический эксперимент.

Задачи:1.На основе анализа теоретико-методической литературы определить сущность и структуру понятия «письменная речь», «дисграфия».2.Определить структуру и содержание рабочей

Слайд 5Эксперемнтальное исследование проводилось на базе КГУ «Коррекционная школа – интернат №1»

УОВКО.

Исследованием охвачено 8 детей младшего школьного возраста
Эксперемнтальное исследование проводилось на базе КГУ «Коррекционная школа – интернат №1» УОВКО.Исследованием охвачено 8 детей младшего школьного

Слайд 6Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
- первый этап – констатирующий эксперимент;
-

второй этап – обучающий (формирующий) эксперимент;
- третий этап - контрольный эксперимент.

В рамках нашего исследования мы взяли за основу методики предложенные А.Н. Корневым и И.Н. Садовниковой:
Методика выявления состояния звукового анализа и синтеза слов.
Методики оценивания навыков письма.
Методика диагностики усвоения детьми графем и звукобуквенных связей.
Методика анализа графических характеристик письма.
Методика оценивания навыков графического моделирования слова.


Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:- первый этап – констатирующий эксперимент;- второй этап – обучающий (формирующий) эксперимент;-

Слайд 7Результаты обследования письменной речи младших школьников
Специфические ошибки письма были сгруппированы следующим

образом:
1.Ошибки отграничения речевых единиц (предложений, слов).
2.Ошибки звукового анализа (пропуски, вставки, перестановки, упрощение структуры слова, контаминации).
3.Ошибки при обозначении мягкости согласных (расщепление йотированных букв, пропуск и неправильное употребление мягкого знака).
4.Смешения букв:
по акустико – артикуляционному сходству (звонких и глухих парных согласных, свистящих – шипящих, сонорных р - л, аффрикаты);
по кинетическому сходству;
5. Аграмматические ошибки (нарушения словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).

Результаты обследования письменной речи младших школьниковСпецифические ошибки письма были сгруппированы следующим образом:1.Ошибки отграничения речевых единиц (предложений, слов).2.Ошибки

Слайд 8Сравнительная характеристика специфических ошибок письма экспериментальной группы

Сравнительная характеристика специфических ошибок письма экспериментальной группы

Слайд 9Сравнительная характеристика специфических ошибок письма контрольной группы

Сравнительная характеристика специфических ошибок письма контрольной группы

Слайд 10Характеристика сформированности навыков письменной речи по итогам констатирующего среза у учащихся

экспериментальной группы
Характеристика сформированности навыков письменной речи по итогам констатирующего среза у учащихся экспериментальной группы

Слайд 11Характеристика сформированности навыков письменной речи по итогам констатирующего среза у учащихся

контрольной группы
Характеристика сформированности навыков письменной речи по итогам констатирующего среза у учащихся контрольной группы

Слайд 12Анализ работ младших школьников с ЗПР позволил выявить наиболее часто встречающиеся

дисграфических и дизорфографических ошибок.
Анализ работ младших школьников с ЗПР позволил выявить наиболее часто встречающиеся дисграфических и дизорфографических ошибок.

Слайд 13Рабочая тетрадь
Разделы
Коррекция артикуляционно-акустической дисграфии
Коррекция ошибок фонемного распознавания
Коррекция ошибок анализа-синтеза
Коррекция

аграмматизмов

Коррекция оптической дисграфии

Рабочая тетрадь РазделыКоррекция артикуляционно-акустической дисграфииКоррекция ошибок фонемного распознавания Коррекция ошибок анализа-синтезаКоррекция аграмматизмовКоррекция оптической дисграфии

Слайд 14Задания подобраны с учётом возрастных, психологических особенностей детей, видом дисграфии учащихся.
Каждое

задание направлено на коррекцию определённой формы дисграфии:
артикуляторно-акустическая;
на основе нарушения фонемного распознавания;
на основе нарушения языкового анализа и синтеза;
аграмматическая;
оптическая.
Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводилась на уровне:
1. Звука. Буквы.
2. Слога.
3. Слова.
4. Словосочетания.
5. Предложения.
6. Текста.
Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка: фонетика, лексика, грамматика, развитие устной и письменной речи.

Задания подобраны с учётом возрастных, психологических особенностей детей, видом дисграфии учащихся.Каждое задание направлено на коррекцию определённой формы

Слайд 15В подборе лексического материала учитывается знание таких понятий как:
имя существительное;
имя прилагательное;
глагол;
род,

число и падеж существительных и прилагательных
Кроме того, дети:
изучают предложения по цели высказывания;
знакомятся со строением и основными признаками текста;
изучают морфологическое строение слова.

В подборе лексического материала учитывается знание таких понятий как:имя существительное;имя прилагательное;глагол;род, число и падеж существительных и прилагательных

Слайд 16артикуляторно-акустическая дисграфия
Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она

стоит: в начале слова, в середине или в конце:
юрта, каюта, убираю
Теперь прочитай слова и найди в них мягкие согласные, какой звук их смягчает?
рюмка, изюм, блюдо

Прочитай слова:
вишня банан виноград картофель
Скажи, какое лишнее по смыслу?
А теперь скажи, в каком слове нет мягкого звука?
Придумай и запиши слова со звуком С и Ш
Расшифруй, какие буквы записаны:

артикуляторно-акустическая дисграфияПрочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова, в

Слайд 17Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания
Соедини цифру, соответствующую количеству звуков в

названии картинки:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вставить пропущенные буквы в слова:
ви.ка ди.ван ут.а лу.а б.нокль

Выбери из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назови их и запиши:
НА ПОЛЯНЕ
Последний осенний месяц. Серые унылые краски в лесу не радовали глаз.
Но вот выпал снег. Я отправился на знакомую полянку. Под белым
ковром возвышались сухие луговые васильки и соцветия разных трав.
Вот зимний букет. Бери и неси домой! Вспомни теплые ясные деньки!

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознаванияСоедини цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки:1 2 3 4 5

Слайд 18 Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза

Запиши только гласные данных слов:





Составь слова из слогов, данных в беспорядке:
нок, цып, лё, точ, лас, ка

Выдели из предложения слова, состоящие из .
определенного количества слогов:

На улице идёт тёплый дождь.
Сама купила очень красивое платье.
В зоопарке живут белые медведи

Определить границы предложения в тексте:

КТО ВИНОВАТ?
Все каникулы я провожу у бабушки в деревне на дворе у нее живут
свинья, коза и утки я ухаживаю за животными и птицами
однажды пропали два утенка их утащил тощий кот дачники уехали,
а про кота забыли кот одичал и стал сам искать себе пищу

Выдели гласные звуки, найди соответствующие буквы:
С …. К Р….СЬ …. КН…. Д….Ш
О А Ы И Э У

Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза

Слайд 19Аграмматическая дисграфия
Подбери и запиши уменьшительно - ласкательную форму слова:
рука - ____________
нос

- ____________
шкаф- ____________
стакан- ____________
кольцо- ____________
коляска- ____________
Кто у кого? Назови детёнышей.
у лягушки – _________
у волка – _________
у овцы – _________
у лошади – _________
у свиньи –_________
у козы – ___________
Составь слова при помощи одной приставки


Назови одним словом

Аграмматическая дисграфияПодбери и запиши уменьшительно - ласкательную форму слова:рука - ____________нос - ____________шкаф- ____________стакан- ____________кольцо- ____________коляска- ____________Кто

Слайд 20оптическая дисграфия
Найти букву в ряду сходных:
ла лм ад лд вр вз

Определи предметы, наложенные друг на друга:
ьы гт вб гб ге КЖ
жх ху гц ин ПН ип
иц шщ цщ ою со ор

Сложи из палочек фигуры (по образцу, по памяти).







Дополнить недостающий элемент фигуры, буквы по представлению:

оптическая дисграфияНайти букву в ряду сходных:ла 	лм 	ад 	лд 	вр 	вз

Слайд 21Эффективность применения использования рабочей тетради по коррекции дисграфии, определялась в ходе

контрольного эксперимента, проведенного повторно в конце апреля, начале мая 2016 г., с использованием методик констатирующего эксперимента.
Эффективность применения использования рабочей тетради по коррекции дисграфии, определялась в ходе контрольного эксперимента, проведенного повторно  в

Слайд 22Данные обследования письменной речи младших школьников с ЗПР по экспериментальной и

контрольной группам

Характеристика сформированности навыков письменной речи у учащихся экспериментальной и контрольной групп по итогам контрольного среза

Данные обследования письменной речи младших школьников с ЗПР по экспериментальной и контрольной группамХарактеристика сформированности навыков письменной речи

Слайд 23Таким образом, разработанная нами рабочая тетрадь, направленная на коррекционную работу ошибок

на письме у детей младшего школьного возраста с задержкой психического исследования , прошла экспериментальную проверку, а это значит, что гипотеза данного исследования подтвердилась, цель и задачи, поставленные перед исследованием, достигнуты.

Таким образом, разработанная нами рабочая тетрадь, направленная на коррекционную работу ошибок на письме у детей младшего школьного

Слайд 24СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть