Слайд 1Заседание творческой группы
ТЕМА:
Реализация технологии системно –
деятельностного подхода в моделировании и проектировании уроков «открытия» нового знания.
01 декабря 2016 г.
Слайд 2ЦЕЛЬ:
Показать на примере нескольких уроков по разным предметам технологию реализации системно
– деятельностного подхода на уроках «открытия» нового знания
Слайд 3Предполагаемый результат
Стимулирование самообразования педагогов;
Обмен опытом по использованию на практике новых технологий
ведения урока «открытия» нового знания с учетом требований ФГОС
Слайд 5Введение в тему творческой группы
В докладе комиссии по образованию для 21
века под председательством Жака Делора «Образование : скрытое сокровище» сформулировано 4 столпа, на которых основывается образование.
«Учиться знать»;
«Учиться делать»;
«Учиться жить вместе»;
«Научиться быть».
Слайд 6Руководитель творческой группы – Гарват О.И.
Слайд 7Проектирование «Дорожной карты урока «открытия» нового знания»
Работа в группах
Слайд 8Типология современного урока
(ФГОС)
Слайд 9Новая типология уроков
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание
условий для проявления познавательной активности учеников.
Слайд 10Главная методическая цель достигается следующими путями:
Ход познания – «от учеников».
Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Слайд 11Главная методическая цель достигается следующими путями:
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с
эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Слайд 12Главная методическая цель достигается следующими путями:
Создание педагогических ситуаций общения на уроке,
позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся
Слайд 14Уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов
действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Слайд 15Структура урока «открытия нового знания»
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 16Определяем структуру урока «открытия» нового знания
Слайд 18Структура урока открытия нового знания
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)
Слайд 192. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа
актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
Слайд 20Группы предлагают микроцели, технологии и приемы
Слайд 21 3. Этап выявления места и причины затруднения.
Основная цель этапа – организовать
анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)
соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)
Слайд 22 4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Основной целью этапа построения проекта
выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)
предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
Слайд 24 5. Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этапа реализации построенного проекта является
построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы
при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.
в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки
далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки
решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу)
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
Слайд 25 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основной целью этапа самостоятельной
работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия….
организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону
создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка
для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления
Слайд 26 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Основной целью этапа рефлексии учебной
деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
Слайд 27Самоанализ уроков
Коптяева О.С. – учитель математики;
Адемекова В.М. – учитель английского языка;
Дончила
В.И. – учитель изобразительного искусства;
Бызова И.Е. – учитель русского языка
Слайд 28Самоанализ урока дает учитель математики
Слайд 29Анализ посещенных уроков
Какие уроки, в каких классах вы посетили?
В какой степени
, на ваш взгляд, реализуется системно – деятельностный подход нашими педагогами на уроке, на сколько выдержана структура урока «открытия» нового знания?
Дайте рекомендации учителям.