Слайд 1
Современный урок
Старший преподаватель кафедры адаптации и здоровьесбережения
АИПКП
Дегтярёв А.И.
Слайд 2Современные образовательные идеи и урок
Идея субъективности
Идея мотивированности обучения
Идея активизации обучения
Идея индивидуально-личностного
подхода
Идея рефлексивности обучения
Слайд 3Идея субъективности
Персональность
Осмысленность и осознанность действий учащихся
Ценностно-смысловое равенство учителя и ученика
Слайд 4Персональность дает право на «авторство» ученика.
Осмысленность и осознанность действий учащихся (осмысленность
–видит смысл и ценность выполнения ожидаемых действий; осознанность – ученик знает, что и как ему надлежит делать, чтобы достичь намеченной цели).
Слайд 5Логика движения в усвоении учебного материала
Работа с ОТНОШЕНИЕМ учащихся к тому,
что предстоит сделать или изучить, пробуждение эмоций, интереса, личностной заинтересованности в предлагаемой информации, поиск личностного смысла в ее освоении.
Работа с СОЗНАНИЕМ: построение плана действий, поиск необходимых знаний, средств и инструментов для их реализации.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ осуществление на практике замысленного и обдуманного.
Слайд 6Ценностно-смысловое равенство учителя и ученика
Местоимения на уроке
Слайд 8Следствием наиболее часто встречающейся модальности урока и использованных местоимений является определенный
тип взаимодействия учителя и ученика, стиль их отношений.
В идеале от современного урока ожидается обеспечение условий ценностно-смыслового равенства учителя и ученика.
Слайд 9Идея мотивированности обучения
«Мотивационный кризис» –вызван перегрузками.
Психологическая безопасность (у учителя доминируют отрицательные
оценочные действия и суждения).
Внимание на уроке
Разнообразные мотивы учения в зависимости от способностей.
Слайд 10Мотивационный кризис
Избыточность учебного материала;
Отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической
безопасности (страх, стресс как доминирующие условие образования);
Есть «кнут», но недостаточно «пряников»;
Различные способности и мотивация учащихся
Слайд 11Разнообразные мотивы учения в зависимости от способностей.
Слайд 12Разнообразные мотивы учения в зависимости от способностей.
Слайд 13Как избежать мотивационный кризис?
Предлагать учащимся значимый и интересный для них материал;
Задания,
предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
Предлагаются задания с очевидным результатом;
Возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий учащихся.
Слайд 14 «Изюминка» урока
Каждый урок должен содержать элемент удивления,
изумления, восторга, все то что будут помнить долго, когда сам урок постепенно уйдет из памяти.
Слайд 15Идея активизации обучения
Инициативная активность учащихся появляется на уроке во время которого
учащиеся могут сделать осознанный выбор;
Виды и приемы активизации: 1.на уровне физиологии (комфортное помещение); 2.поощрение, хорошие отметки; 3. актуальные, интересные задания для учащихся
Слайд 16Идея индивидуально-личностного подхода
Учить диагностично и диалогично;
Индивидуальные образовательные траектории, у учащегося должно
быть право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования-смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результата;
Слайд 17Идея индивидуально-личностного подхода
Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных
областях в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности: определять индивидуальный смысл в изучении учебных дисциплин; ставить собственные цели в изучении конкретной темы; выбирать формы и темпы обучения; применять способы обучения, которые соответствуют его индивидуальным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Слайд 18Идея рефлексивности обучения
1.Остановка предметной деятельности.
2.Восстановление последовательности выполненных заданий.
3.Осмысление составленной последовательности деятельности
с точки зрения ее эффективности и продуктивности, соответствия поставленным задачам.
Слайд 19Идея рефлексивности обучения
4.Выявление и формулирование результатов рефлексии:
Предметная продукция деятельности-идеи, предложения, закономерности,
ответы на вопросы.
Способы, которые использовались в результате деятельности.
Предложения по отношению к будущей деятельности.
Общее состояние, эмоциональные ощущения.
Личностная динамик, что изменилось в самом ученике.
Слайд 20Содержательно-целевой компонент урока
Целепологании на уроке.
1.Стратегические цели;
2.Общие и частные;
3.Дидактические цели;
4.Конкретные задачи
урока;
Слайд 21Содержательно-целевой компонент урока
Определение целей через содержание;
Определение целей через деятельность учителя;
Определение целей
через деятельность ученика;
Определение целей урока через результат деятельности учащихся;
Слайд 22 Что есть цель?
Планируемый результат;
Ожидаемый
результат определенных действий, осуществляемых самостоятельно или совместно с кем-то;
Образ будущего результата;
Слайд 23 Задачи урока
На уровне задач урока необходимо
определить:
1.Мотивационные задачи:
Что учащиеся прочувствуют;
Чем заинтересуются;
Чего захотят;
Какое стремление усилит;
урока
2.Когнитивные задачи:
Что учащийся поймет;
О чем задумается;
Что осмыслит;
К какому выводу придет;
3.Поведенческие задачи:
Какие навыки закрепит;
Какие умения приобретет;
Какие способности и в чем усилит;
Слайд 25Три пространства содержания
Нормативное (Стандарт, программа);
Диалектическое – то, что работает на развитие
предмета: дискуссионные вопросы…
Смысловое – обладающее характеристикой личностной значимости.