Слайд 1ФГОСТ второго поколения
Универсальные учебные действия.
Способы их формирования.
Старший преподаватель
кафедры адаптации и здоровьесбережения АИПКП 2014 г.
Дегтярёв А.И.
Слайд 2Идеал работника -исполнитель.
Современная эпоха требует созидателя
Развитие навыков
самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности
СО
Технологические процессы его освоения
Как учить: новые знания «открывают дети»
Рефлексия как способ развития самооценки
Слайд 3 Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы
межпредметны
Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
Слайд 4Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от цели
усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития личности учащегося
Слайд 5деятельностный подход
в построении УВП ( урок в логике формирования УД)
Особенности
стандарта:
Компетентностный подход
в образовании
Слайд 6ЧТО ЗАМЕРЯЕМ?
Результаты общего образования
Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.)
Общепредметные
результаты (УУД, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях)
Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, толерантность)
Слайд 7 ЧЕМ УПРАВЛЯЕМ? (объект контроля, инструментарий)
Знания, умения,
навыки предметного содержания (программы обучения );
Универсальные учебные действия, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 8Механизмы воздействия стандарта
на учебный процесс (документация как
объект контроля)
Базисный образовательный план
Программа
формирования и развития универсальных учебных действий
Планируемые результаты и примерные учебные программы по отдельным предметам
Модели оценочной деятельности
Базовые образовательные технологии
Слайд 9Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Общепознавательные
Коммуникативные
Российская академия образования
Слайд 10
Универсальные учебные действия
(стандарт второго поколения)
Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …)
Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логические…)
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …)
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
Слайд 11Стандарты первого и второго поколения 6
Общие учебные умения
Познавательная деятельность
Речевая деятельность
и работа с информацией
Организация деятель -ности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …)
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка
Коммуникативные УУД (учебное сотрудничество, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
Слайд 13Виды УУД –
Регулятивные действия
Слайд 16
Речевая деятельность и работа
с информацией- основа формирования КОММУНИКАТИВНЫХ
УУД
Первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации:
умение работать с учебником, словарем, схемами, таблицами, иллюстрациями, каталогом, художественными и адаптированными научно-популярными текстами;
умение использовать компьютерную технику
Слайд 17 Основные читательские умения-коммуникативные УУД
(стандарт второго поколения)
Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного.
Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.
Библиографические умения.
Овладение алгоритмом информационного поиска
( поиск информации из различных источников)
Экранное чтение
Слайд 18Аналитические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго
поколения)
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста.
Слайд 19Новая технология – сущностная часть содержания образования
- изменение характера
взаимодействия учителя с классом
- личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения;
внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения;
репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
Слайд 20ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»)
Базовые
образовательные
технологии
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Слайд 21Некоторые примеры учебной
деятельности: Русский язык
Игры и эксперименты (со звуками и
буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )
Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)
Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)
Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Слайд 22Базовые образовательные
технологии
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт
Слайд 23МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
Программно формируется умение детей работать
в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…)
Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации ( оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).
Слайд 24УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Базовые образовательные
технологии
Основные принципы:
открытость системы требований,
предъявление образцов деятельности,
«ножницы» между базовым и повышенными
уровнями требований,
посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся,
добровольность в освоении повышенных уровней требований,
работа с группами «подвижного» состава,
накопительная система оценивания.
Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней
Слайд 25ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Базовые образовательные
технологии
ЦОР как новое дидактическое
средство обучение
Экранное чтение
Образовательная деятельность
на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
информационная поддержка учебного процесса,
Слайд 26Образовательная среда:
учебное и игровое пространства
Назначение:
для подвижных занятий и для спокойной работы,
для
общения и для уединения,
для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
для поиска информации
Учебное
пространство:
место учителя,
свободно оформляемое место
для работы учащихся,
«центральное» место для выступлений,
«центральная» доска,
рабочие доски,
уголок книг и других информационных
источников,
аудио- и видеоцентр, центр «письма»
стол с раздаточными материалами
выставки, стенды и т.п.
Слайд 27Математика, 4 класс
Летом четвероклассники отдыхали в лагере. Для проведения соревнований
понадобилось оборудовать спортивную площадку. Было решено расположить на ней яму для прыжков в длину, волейбольную площадку, мишень для стрельбы из лука и доску для записи результатов соревнований.
План спортивной площадки
Слайд 29Задание 1.)
Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки.
Она попросила отметить на
нём расположение мишени и доски, соблюдая следующие условия:
– мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы;
– доску надо расположить более чем в шести метрах от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели.
--Отметь на плане место расположения мишени знаком М, а доски для записи результатов Д.
Слайд 304. Творческие работы: сообщения, сочинения
(устные и письменные), графические работы,
разыгрывание воображаемых ситуаций
Развитие речи . 4 класс
УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ
Открой первую часть своего учебника «Наш мир» на с. 70. Прочитай доклад Миши Иванова о животных Арктики. Понравился ли тебе Мишин доклад? Хочешь узнать, как Миша его подготовил? Мне помогал Костя Погодин, — признался Миша. — Сначала мы подобрали в библиотеке нужные книги. Потом я составил план своего доклада. Вот как он выглядел.
Животные Арктики
1.Птицы Арктики.
2.Птичьи базары.
3.Как птицы и звери защищаются от
холода?
4.Чем питаются животные Арктики?